Украшения из иллюзорного мира

В усадьбе-музее Сукачева проходит выставка знаменитого бурятского мастера-ювелира Жамсарана Эрдынеева

В буддизме есть такое понятие, как сансара — бесконечный круговорот рождения и смерти, в котором душа принимает иллюзорный мир за реальность и не стремится выйти за его пределы, навечно оставаясь пленником реинкарнаций. При этом человек может вспомнить свои предыдущие жизни, и в этом буддистская философия напоминает родовую память в славянской культуре: накопленный опыт предков сохраняется в каждом человеке. Мастер-чеканщик из Улан-Удэ Жамсаран Эрдынеев, создавая украшения из серебра и полудрагоценных камней, опирается на традиции своего народа, вплетает в цепи диковинных мифических зверей и птиц, изготавливает ритуальные кинжалы с рукоятью в виде божества. Каждая его работа отличается неповторимыми деталями и символическими смыслами.

Украшения Эрдынеева — а их на выставке больше 60 — соседствуют с неювелирными предметами из коллекции музея: огромными расписными вазами, иконами XIX века с изображением буддистских божеств на ткани, изящными курильницами для благовоний и инструментом для чеканки. Все это придает экспозиции завершенный образ: традиции и наследие загадочного Востока как бы отражаются на новом уровне в работах современного мастера.

Часто встречающийся персонаж в изделиях Жамсарана Эрдынеева — Гаруда, легендарная индийская птица, ее добыча — змеи, гнездящиеся в умах неверующих и сомневающихся в Боге. Голова, грудь, торс, ноги до колен у Гаруды человеческие, а клюв, крылья, хвост, задние лапы (ниже колен) — орлиные. В изображении Эрдынеева птица не выглядит страшной, в ней нет ни капли зловещности, скорее она вызывает ассоциации с чем-то древним и мудрым. Своеобразный оберег мастер запечатлел в статуэтках, серьгах, кулонах. Это тот случай, когда религиозный символ стал светским, ведь эти украшения носят современные ценительницы прекрасного. На выставку многие работы прибыли из частных коллекций.

Среди украшений выделяются те, что могли бы носить когда-то модницы прошлых веков, но сегодня женщина обременять ими себя не станет. За стеклом музейных витрин аккуратно развешаны тяжелые серебряные украшения из традиционного бурятского костюма, они крепятся на головной убор у висков и спускаются на грудь ожерельем. Каждое звено их длинной, витиеватой цепи сделано вручную. Цепи завершаются змеиной головкой-замком — даже здесь мастер привнес свои особенные элементы.

Ранние работы Жамсарана Эрдынеева конца 80-х годов выполнены в ключе традиционного бурятского искусства работы с серебром: растительные орнаменты в ожерельях, вставки отшлифованных и закругленных кораллов и бирюзы... С годами мастер стал больше импровизировать, из растительного орнамента в украшениях проступили животные и насекомые, какие-то гибриды реальных и вымышленных существ. А камни художник стал использовать грубые и необработанные, похожие на давно найденные шероховатые обломки. Но именно ими мастер оживляет белый металл.

Браслеты с драконами, чьи разверстые пасти соединяют украшение, глазастый паук, затаившийся в засаде на подвеске, маленькие хамелеоны, следующие друг за другом по цепочке и вниз по цепи, декоративные ручки алтарной чаши в форме мышек, забирающихся внутрь... На этот парад существ можно смотреть бесконечно долго, угадывая все новых персонажей в том или ином украшении, и пытаться отгадать их значение.

— Драконы, летучие мыши, насекомые — все это элементы скифо-звериного сибирского стиля, использующиеся у степных жителей, кочевников. Но все эти образы в изделиях Жамсарана Эрдынеева собирательные. Всмотритесь внимательнее — вот ящерица с вороньим клювом. Когда ее создавали, с ней произошла метаморфоза, так появилось необычное сказочное животное, — рассказывает Алена Кабунова, научный сотрудник Иркутского художественного музея имени В.П.Сукачева. — Отличительные качества произведений мастера: художественная образность и функциональность, высочайшая техника обработки металла и безупречная графичность чеканных орнаментов. Несколько лет назад мы проводили в нашем музее выставку Эрдынеева, но на ней было представлено меньше экспонатов. Персональная выставка художника и ювелира такого уровня — всегда большое событие. Собрать предметы из частных коллекций — дело непростое.

Посетить выставку заслуженного художника России и народного мастера Бурятии Жамсарана Эрдынеева можно до 20 октября. Музей работает ежедневно, кроме понедельника.

Редкое мастерство

Чеканное искусство — одно из древних ремесел мира. Самые древние изделия относятся к четвертому тысячелетию до нашей эры, к периоду бронзового века. Инструменты мастеров для чеканки довольно просты, они дошли до наших дней почти без изменений: резцы различной ширины, небольшой молоток со слегка изогнутой и утолщенной на конце рукояткой, циркуль по металлу. С помощью них мастер изготовляет художественные изделия, придавая им всевозможную причудливую форму, украшает их тонкими рисунками. Настоящих мастеров традиционной чеканки остались единицы, ремесло это сложное: один не рассчитанный по силе удар может испортить всю работу, изменить форму изделия. Цена чеканных произведений немалая, ценится не только материал, но и авторская работа, есть вещи единственные в своем экземпляре. Одна статуэтка работы Жамсарана Эрдынеева оценивается в несколько десятков тысяч рублей.

Метки:
baikalpress_id:  18 762