Свои права нужно знать

Председатель Иркутской областной организации профсоюза работников народного образования и науки Валентина Федосеева рассказала, какие проблемы волнуют учителей

Профессиональный праздник — хороший повод поговорить о насущных проблемах в той или иной сфере. Накануне Всемирного дня учителя репортер «Пятницы» встретилась с председателем Иркутской областной организации профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации Валентиной Геннадьевной Федосеевой. Беседа, надо полагать, посвящалась работникам сферы образования, тем, кому мы обязаны первыми знаниями, кого вспоминаем с благодарностью всю свою жизнь — нашим учителям.

— Валентина Геннадьевна, как председатель профсоюза работников народного образования, вы наверняка много знаете о заботах педагогов. С какими проблемами обращаются в профсоюз?

— Задача профсоюза, согласно законодательству, — представительство и защита социально-трудовых прав и интересов работников: занятость, оплата труда, отдых, социальное страхование, пенсионное обеспечение и т. д. Сегодня у нас нет другой структуры, которая бы эти функции выполняла. Система образования — живой организм. В трудовой деятельности, во взаимоотношениях между работником и работодателем объективно возникают разные ситуации, например, в вопросах начисления заработной платы, в оценке труда, увольнении, аттестации и так далее. Проблемы как индивидуального, так и коллективного характера. Это и восстановление на работе в случае незаконного увольнения работника. При этом мы стараемся разрешить дело в досудебном порядке, но если руководитель упорствует, тогда обращаемся в суд. К сожалению, традиционно непростым остается вопрос оплаты труда работников, который требует постоянной работы с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями. Однако мы не только участвуем в урегулировании конфликтных ситуаций, но и занимаемся правовым просвещением. Стараемся проводить мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни, поддержку творчества работников образования. Кроме того, мы оказываем материальную помощь на оздоровление работников, их несовершеннолетних детей, поддерживаем в случае причинения вреда имуществу в результате пожаров, наводнений.

— Для того чтобы доказывать свою правоту в суде, как правило, нужны денежные средства...

— Мы проводим юридические консультации, составляем исковые заявления и выступаем в качестве представителя в суде бесплатно. Выезжаем на судебные заседания за счет нашей организации. — Какие еще вопросы помогаете решить? — Вопросы пенсионного обеспечения. Государство гарантирует педагогическим работникам досрочную пенсию, если они в течение 25 лет отработали в образовательных учреждениях для детей. В 2002 году изменилось пенсионное законодательство, в том числе правила и списки, утвержденные Правительством Российской Федерации, которыми руководствуются органы Пенсионного фонда, определяя право на пенсию. Ошибки работодателя при заполнении трудовых книжек в части наименования должностей, образовательных учреждений, в перечислении страховых взносов обходятся нашим работникам очень дорого: стрессы, слезы, переживания, обращения в суды, для того чтобы доказать свое право. Например, в 70—80-х годах государство поощряло и обязывало промышленные предприятия иметь свою образовательную инфраструктуру. У нас было много ведомственных детских садов, которые именовались детскими комбинатами, это были совмещенные ясли и детсад. А в правилах такого наименования, как детский комбинат, нет. Пенсионный фонд, сравнивая запись в трудовой книжке со списком, отказывает работнику в назначении пенсии. Приходится доказывать право на досрочную пенсию в судебном порядке.

— То есть профсоюз в большей степени решает правовые вопросы?

— Мы не только отслеживаем, анализируем изменения в законодательстве, доводим их до сведения работников, чтобы они могли адаптироваться к вносимым изменениям, но и вносим предложения в действующие нормативные правовые акты, проекты. В настоящее время разрабатывается семь профессиональных стандартов, требованиям которых должны соответствовать педагогические работники. Задача профсоюза на этапе разработки — не допустить установления необоснованных требований, после принятия — содействовать введению, разъяснять, принимать участие в аттестации, т. е. помогать. Эффективный контракт — еще одна новелла в реализации задачи по обеспечению качества образовательных услуг. Предстоит работа по внесению изменений в трудовые договоры как руководителей, так и работников. Важно, чтобы этот неизбежный процесс прошел с соблюдением требований законодательства, без потрясений.

— Сейчас актуальным стал вопрос о нормировании труда и средней зарплате, можно остановиться на этой теме поподробнее?

— Да, это важный, непростой вопрос, поскольку от этого зависит не только социальное самочувствие работника, но и качество образования. Важно, с каким объемом учебной нагрузки работает педагогический работник, продолжительность рабочего времени. Так, норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы учителя составляет 18 часов в неделю, воспитателя — 36 часов. Сейчас обсуждается вопрос об изменении норм труда, предпринимаются попытки установить для учителей 36-часовую неделю. Но 18 часов — это норма, которая позволяет работнику без ущерба для своего здоровья, с наименьшим риском эмоционального выгорания, качественно выполнить преподавательскую функцию. Увеличение нагрузки приведет к интенсификации труда, чрезмерной занятости, что скажется как на здоровье педагогов, так и на качестве преподавания. Что касается средней заработной платы учителя, то сегодня она достигается за счет выполнения работы сверх нормы. Показатель обеспечивает работа на полторы-две ставки. Сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны, требуется обеспечить качество образовательных услуг, а с другой — среднюю заработную плату, дать возможность педагогам заработать за счет увеличения учебной нагрузки. При норме требуется делать постоянные вливания в фонд оплаты труда, увеличивать базовую часть либо стимулирующую. Это бюджетные расходы, дополнительные средства, которых нет. Стимулирующие выплаты задачу по достижению средней зарплаты не выполнят, поскольку они каждому работнику не гарантируются.

— Что может сделать профсоюз, чтобы не дать пройти закону, в той или иной степени ущемляющему права учителей?

— Расскажу на примере. Проект закона «Об образовании в Российской Федерации» не предусматривал ряд гарантий педагогическим работникам, руководителям и их заместителям. В том числе права на компенсацию расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением в сельской местности, на досрочное назначение пенсии, удлиненный оплачиваемый отпуск и другие. Общероссийский профсоюз образования провел работу на уровне федеральных органов власти по сохранению этих гарантий, именно в поддержку предложений Центрального совета профсоюза в конце прошлого года был организован сбор подписей, проведен пикет у здания Государственной думы Российской Федерации. В ноябре прошлого года мы ознакомились с проектом закона об областном бюджете на 2013 год, который предусматривал только однократное повышение заработной платы на 10% с 1 сентября 2013 г., снижал размер финансовой помощи муниципалитетам на выплату заработной платы работникам учреждений дошкольного и дополнительного образования. И у нас возникли вопросы: каким образом будет достигаться средняя заработная плата, показатель которой ежемесячно увеличивается? За счет сокращения работников, увеличения нагрузки на оставшихся? В образовательном учреждении, укомплектованном кадрами, показатель средней зарплаты не получается: фонд оплаты труда делим на количество работников, получаем соответствующий результат. Мы решили обратить внимание на эту ситуацию. Начиная с января 2013 г. ставки педагогическим работникам повышались три раза. Будем объективны, правительство области принимает меры для реализации указов Президента Российской Федерации. Здесь мы выражаем благодарность первым лицам правительства области, которые вникли в суть проблем, связанных с необоснованной дифференциацией в оплате труда, и приняли соответствующие меры. Сегодня стремительно меняется законодательство, возрастают требования, повышается ответственность как образовательных учреждений, так и работников. Думается, что в этих реалиях работникам как никогда нужна организация, которая ходатайствует, поддерживает, разъясняет, помогает, — это профессиональный союз. Присоединяйтесь, оставайтесь для того, чтобы формировать нормальные условия труда, правильные взаимоотношения в коллективе, уважительное отношение к своим правам и обязанностям.

Дорогие учителя!

Пусть будет с вами мудрость! Пусть достанет сил пережить все новации и не растерять себя. Пусть милосердие, радость, чистота и любовь вселяются в детей, которых вы учите. Это то, что делает всех богаче, поднимает на новый уровень. Здоровья, успехов! Пусть в ваших коллективах будут единство, уважение, поддержка; в семьях — мир, любовь, благополучие!

 

Загрузка...