Поделились опытом

Как 11 школ Приангарья попали в список лучших среднеобразовательных учреждений России?

Российское министерство образования обнародовало рейтинг «Топ-500 лучших школ». Такой конкурс проводится впервые. Баллы учебным заведениям начислялись по результатам ЕГЭ, которые демонстрировали ученики. Оценочные критерии были достаточно жесткими — чтобы заработать один балл, в школе должен был быть ученик, который набрал на экзаменационных испытаниях не менее 220 баллов. Помимо этого, учитывались успехи школьников на олимпиадах всероссийского и международного уровней. Необходимым условием попадания в топ было наличие в последние три года призера или победителя такого уровня олимпиад. В Иркутской области в этот рейтинг попали 11 общеобразовательных учебных заведений, расположенных в Иркутске, Ангарске и Шелехове: иркутские лицей ИГУ, лицей-интернат № 1, лицей № 2, лицей № 3, лицей № 36 и гимназия № 25, ангарские школа № 10, гимназия № 8, лицеи № 1 и № 2, Шелеховский лицей. Мы попросили руководителей некоторых из них ответить на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы попасть в разряд лучших?». И вот их мнения.

Елена Юрьевна Кузьмина, директор лицея ИГУ, назвала три золотых правила успеха:

— Во-первых, создать высокопрофессиональный коллектив педагогов. Во-вторых, обеспечить ученикам достойные условия для обучения. Ну и в-третьих, трудиться. Причем всем участникам образовательного процесса — и педагогам, и ученикам, и родителям. В нашем лицее преподают педагоги Иркутского государственного университета. То есть уровень образования, который получают ученики, выходит за рамки стандартной школьной программы. Он, безусловно, сложнее, но при этом дает прекрасную подготовку к ЕГЭ и позволяет побеждать на олимпиадах по профильным предметам. Кстати, в рамках лицея мы проводим традиционный ежегодный час успеха — мероприятие, направленное на поощрение лучших учеников, которые продемонстрировали высокие результаты на олимпиадах, творческих конкурсах. И это является еще одним ориентиром для лицеистов, который мотивирует их на правильные достижения в дальнейшей жизни.

Вячеслав Иванович Четвертаков, директор иркутского лицея № 1, гордится своими выпускниками:

— Наш лицей был открыт в 1991 году, его основатель — Тамара Александровна Костеева. Это инновационное образовательное учреждение, которое начало работать в системе непрерывного образования «школа — вуз». На протяжении восьми лет это позволяло выпускникам лицея поступать сразу на второй курс Иркутского технического университета. Сейчас в лицее обучаются 426 учащихся с 7-го по 11-й класс. Накоплен огромный опыт по изучению предметов физико-математического, социально-экономического, информационно-технологического профилей. В образовательный процесс лицея внедрена комплексная информационная система NETSCHOOL. Лицей № 1 является базовой площадкой для выездных региональных олимпиад «Физтех» по математике и физике для учащихся выпускных классов Московского физико-технического института, для проведения областной научно-практической конференции по лингвистике совместно с ИГЛУ, для проведения региональной олимпиады по черчению «Конструктор», координатором городского молодежного компьютерного фестиваля «Иркутская компьютериада». За последние четыре года 66 лицеистов становились победителями городских олимпиад, 11 — региональных и один — всероссийской. Больше ста учащихся становились победителями и призерами научно-практических конференций. Все наши выпускники легко поступают в высшие учебные заведения Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Красноярска, Иркутска.

Виталий Федорович Арабчук, директор иркутского лицея № 2, считает, что в учебном заведении необходимо создавать условия для индивидуального развития каждого ребенка:

— Лицей попал в 500 лучших образовательных учреждений России благодаря высокопрофессиональным и творческим педагогам, которые не останавливаются на достигнутом, постоянно изучают и применяют современные технологии. Кроме этого, чтобы попасть в число лучших, необходимо создать в учебном заведении атмосферу сотворчества и сотрудничества между учениками, учителями и родителями. Каждый педагог должен стремиться к тому, чтобы создать условия для индивидуального развития каждого ученика, учитывающие его интеллектуальные и физические особенности. Наш лицей предоставляет учащимся 10—11-х классов возможность обучения по физико-математическому, социально-экономическому, информационно-технологическому профилям. По результатам участия в V Всероссийском интеллектуальном форуме-олимпиаде по нанотехнологиям лицей № 2 стал школой-площадкой олимпиады по нанотехнологиям — нанометр.ру. Мы сотрудничаем с различными российскими вузами: Иркутским государственным университетом, Байкальским государственным университетом экономики и права, Иркутским государственным техническим университетом, Иркутским государственным педагогическим университетом, Московским физико-техническим институтом. О социальном успехе лицеистов свидетельствует образовательная судьба выпускников. Они востребованы не только в региональных, но и в центральных вузах страны. Также выпускники лицея учатся в вузах за рубежом.

Владимир Владимирович Безденежных, директор иркутской гимназии № 25, уверен, что для успеха необходимо создать в учебном заведении дух соревновательности:

— Я всегда считал и считаю: сколько детей в школе, столько и траекторий полета. Чтобы их развивать, необходимо соблюдать несколько условий. Во-первых, нужны педагоги-профессионалы. В нашей гимназии 150 преподавателей. В том числе 6 заслуженных учителей, 25 почетных работников образования, 12 отличников просвещения. 80 процентов учителей имеют высшую и первую квалификационные категории. На базе нашего заведения защищают диссертации, что также свидетельствует о высоком качестве образования. Все это дает возможность нашим выпускникам получить достойную путевку в жизнь. К примеру, только по итогам прошлого года среди наших выпускников 29 золотых и серебряных медалистов. Мы стараемся создать в гимназии дух соревновательности. Мотивировать детей таким образом, чтобы каждый ребенок ставил перед собой цель, стремился к успехам, добивался отличных результатов. И, как показал этот всероссийский рейтинг, у нас это хорошо получается.

Сергей Николаевич Шатунов, директор иркутского лицея № 36, сумел организовать в учебном заведении гармоничную атмосферу точных наук, поэзии и домашнего уюта:

— Лицей — это не просто здание, хотя и оно поражает воображение каждого, кто приходит впервые: столетние стены красного кирпича и современная, играющая разноцветными бликами стеклянная башня над Ангарой, кабинеты, оборудованные по последнему слову техники, и атмосфера комфорта и домашнего уюта. Это прежде всего особый мир звуков, красок, чисел, формул, поэзии и вдохновения. И в этот мир хочется погружаться всем нам: ученикам, педагогам, родителям. Мы действительно кровно связаны с Alma Mater. Мы сами создаем этот мир, и каждый вносит свою посильную лепту. Учителя, которые создают культ знания, интеллекта, творческой мысли. Ученики, которые не боятся ставить перед собой серьезные задачи, пробуя силы в научном лицейском обществе, в олимпиадном движении, в клубе интеллектуальных игр или реализуя свой творческий потенциал в театральной, вокальной, хореографической студиях, совершенствуя свое физическое мастерство в спортивных секциях. Родители, которые поддерживают инновационные проекты и помогают сохранить вековые традиции.

Ольга Ивановна Черниговская, директор ангарской гимназии № 8, считает, что одно из главных условий — профессиональный коллектив педагогов:

— Наша гимназия на протяжении многих лет стабильно показывает высокий уровень подготовки учеников. Содержание образования у нас полностью соответствует запросам социальных заказчиков, а основная образовательная программа дает возможность строить индивидуальные траектории одаренным детям, что приводит к высоким результатам в олимпиадах. Достижению высоких результатов также способствуют созданные в гимназии условия. Во-первых, профессиональный педагогический коллектив, в котором работают 80 процентов учителей первой и высшей квалификационных категорий. Во-вторых, развитая материально-техническая база, которая включает в себя 26 интерактивных досок, 115 компьютеров, танцевальную и театральную студии, школьную газету, школьную телестудию. Огромное значение в получении высоких результатов имеет положительная мотивация всех участников образовательного процесса — учеников, родителей, учителей — на достижение этих результатов. Дважды школа удостаивалась звания «Образцовое учреждение Иркутской области» и дважды — победителя в национальном проекте «Образование». В социальном рейтинге школ повышенного уровня, который был обнародован в марте прошлого года, гимназия № 8 Ангарска заняла второе место в Иркутской области.

Марина Геннадьевна Толмачева, заместитель директора по научно-методической работе ангарской школы № 10, говорит, что нужно идти в ногу со временем и не забывать про традиции:

— Бренд «десятки» известен во всем мире. Среди наших выпускников сотни докторов и кандидатов физико-математических наук, успешные политики, служащие администрации президента РФ, руководители крупных предприятий. Имидж школы заложили ее основатели — учителя, которые 50 лет назад первыми в области открыли в школе математические классы. Мы можем утверждать, что имидж школы № 10 представляет собой социальный феномен, потому что обладает рядом особенностей. Это динамика: мы реагируем на изменения в обществе и открываем классы с углубленным изучением математики, профильные «Роснефть-классы». Активность: среди наших учителей десять победителей национального проекта «Образование», два лауреата премии губернатора Иркутской области по работе с талантливыми детьми. Имидж успешен: среди наших выпускников только в этом году 35 победителей и призеров региональных предметных олимпиад; шесть стобалльников, победители международной олимпиады по математике, чемпионы мира по лыжным гонкам и мотокроссу. Это традиции: мы создаем условия для непрерывного физико-математического образования одаренных школьников, которые ежегодно участвуют в работе летних и зимних математических школ. Причем у каждого третьего ученика математических классов родители — наши выпускники. Он инновационен: на базе школы пять лет работает муниципальный ресурсный центр «Олимп» по работе с математически одаренными детьми. В числе сотрудников — ведущие специалисты из Иркутска, Москвы и Санкт-Петербурга.

Виктор Никифорович Беркут, директор ангарского лицея № 2, дал простой рецепт успеха — надо много работать:

— Все наши успехи — заслуга коллектива лицея. Моя задача как директора — сплотить этот коллектив и мобилизовать его на работу. Мы просто качественно работаем, не ставя во главу угла достижения. Никогда не разделяем учеников на любимчиков и нелюбимчиков. Видимо, именно такой подход — равных возможностей и позволяет лицеистам в итоге достигать высоких результатов в образовательном процессе. Это наша лицейская традиция, которая существует с первого дня работы учебного заведения уже на протяжении 23 лет. И результаты этой работы достойные: ежегодно у нас выпускаются золотые и серебряные медалисты, наши ученики демонстрируют высокие баллы по ЕГЭ, ежегодно становятся дипломантами, призерами олимпиад регионального, всероссийского уровней, а также победителями дистанционных проектов. Так, в 2009—2010-м учебном году по количеству призеров и победителей регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников лицей занял первое место в Ангарске. Выпускники обучаются в разных вузах России: МГУ, МГТУ имени Баумана, СПбГУ, ТУСУР, НГУ, вузах Иркутска и Ангарска.

Метки:
baikalpress_id:  18 728
Загрузка...