C Днем машиностроителя!

Зародившись в XVIII веке с первых паровых машин, прядильных и ткацких станков, машиностроительная отрасль сегодня стала основой индустрии любого высокоразвитого государства. Именно машиностроение создает тысячи машин и механизмов, с помощью которых затем производятся новые машины и колоссальное количество других товаров и услуг. Машиностроение — одна из самых наукоемких высокотехнологичных отраслей, требующих постоянного инновационного развития. От того, насколько в том или ином государстве, регионе, городе развита машиностроительная отрасль, во многом зависит состояние экономики и уровень жизни людей в целом.

Машиностроительный комплекс Приангарья объединяет более 50 крупных и средних и около 90 малых предприятий. Общая численность работников — около 39 тысяч человек (или более 22% всех занятых в промышленном секторе региона). При этом индекс промышленного производства по обрабатывающим предприятиям в 2012 году составил 98,4%. В объеме выпуска машиностроительной продукции около 12% приходится на производство готовых металлических изделий, 14,5% — на производство машин, оборудования, более 12% — на электро- и оптическое оборудование, более 63% — на производство транспортных средств и оборудования. При этом доля производства авиационной техники (в основном продукция Иркутского авиационного завода — филиала ОАО «Корпорация «Иркут») в общем объеме выпуска машиностроительной продукции составляет 55—57%. На Иркутском авиазаводе трудится более 12 тысяч человек. За почти 80-летнюю историю предприятия иркутские авиастроители много раз были отмечены высшими наградами государства, правительства, региональных и городских властей. Сегодняшний рассказ — о людях, беззаветно преданных авиации, десятки лет отдавших родному предприятию. О тех, кто составляет гордость современного машиностроения…

Жизнь — это работа

Трудовой стаж Марии Михайловны Леоновой достоин Книги рекордов Гиннесса — 62 года на родном Иркутском авиазаводе, из них более 40 лет — слесарем цеха 24. В следующем году заслуженному работнику ИАЗ исполнится 80 лет. Из старожилов предприятия, которым за 80, она — лидер по количеству отработанных лет и единственная женщина. Энергичная, жизнерадостная, скромная. На вопрос о пенсии удивляется: «Какая пенсия? Я и в отпуск-то хожу с неохотой: целый день дома, ни дела, ни общения. На работу иду как на праздник. На молодых равняюсь и сама молодею». Хотя кто на кого равняется, еще вопрос. Со слов ее руководителя, не каждый мужчина выдаст такой результат по объему сделанной продукции, как слесарь Леонова. И самые сложные детали несут ей, потому что выполнит более качественно и быстро — мастерства не занимать. Сама героиня скромно называет себя обычной женщиной и говорит, что в их цехе все рабочие — хорошие.

А коллеги ласково называют Марию Михайловну «мамой цеха», потому что всегда и по работе поможет, и в житейских делах совет даст: «Всегда учу, чтобы на совесть делали, аккуратно».

Цех, где трудится Мария Михайловна, в основном мужской. «Сейчас женщин не берут в слесаря, работа тяжелая. Чтобы деталь сделать, заготовки надо резать, гнуть, жечь, сверлить и шарошить, — замечает Мария Леонова. — А я работу свою люблю, никогда не думала о другой профессии. Днем даже усталости не чувствую, могу и в обед остаться поработать, если надо. А дома вечером лягу и мысленно план составляю, что завтра делать буду». В этом году трудовые заслуги Марии Леоновой были отмечены грамотой мэра Иркутска.

С любовью к заводу

Почетный авиастроитель, мастер гальванического отделения Галина Петровна Игошина, уже 41 год работающая в цехе 48 ИАЗ, вспоминает, что в юности сомнений с выбором профессии даже не возникло: «Мой отец строил завод. И для нашего поколения родное предприятие было всем! После школы — в политех, на химико-технологический. Прошла высокий конкурс. В 1972 году, сразу после института, устроилась в цех покрытий».

За годы работы она не одну новую технологию покрытия помогла освоить, застала разные периоды жизни предприятия: и сложные 90-е, и модернизацию двухтысячных. «Завод очень сильно изменился за последние три года. Новое гальваническое производство совершенно.

Такой уровень производства возможен только на богатом предприятии: чтобы это запустить, нужны огромные вложения и силы».

За добросовестный труд Галина Игошина получила звание «Почетный авиастроитель» и была награждена орденом «За заслуги перед Отечеством». Орден вручал лично президент Дмитрий Медведев. Имея возможность поговорить с главой государства, Галина Петровна, активная общественница, обратилась к нему с актуальной для ее женского коллектива проблемой — нехватка мест в детских садах. «Для меня было важно задать этот вопрос президенту. Подошла после торжественной части, рассказала о нашем заводе и озвучила проблему детских садов. И он пообещал, что будет заниматься решением этого вопроса».

Получая орден, сильно волновалась, а спросить о детских садах не боялась — на удивление всех присутствовавших на церемонии. Может быть, потому, что общественные интересы для нее важнее личных. Не случайно коллектив не первый раз избирает Галину Игошину предцехкомом.

Верен судьбе

Николай Николаевич Зенич, токарь 6-го разряда цеха 202 ИАЗ — один из самых опытных и заслуженных рабочих механосборочного производства. Когда пришла пора определяться с профессией, выбор был большой. К примеру, мог стать плотником, как отец. После школы вместе с другом поступал в ИВАТУ, но когда тот не прошел медкомиссию, тоже забрал документы. Посоветовавшись с родными, которые уже работали на заводе, он тоже решил стать заводчанином. И навыки нужные имел еще со школы — Николай посещал кружок «Юный техник», где научился слесарить, освоил токарный и фрезерный станки.

На завод его приняли в 1969 году учеником токаря в цех наземного оборудования. Участок, куда пришел работать Зенич, часто переезжал, затем подразделение и вовсе влилось в состав цеха 2. Через 10 лет Николай Николаевич получил токарно-универсальный станок, с которым они вместе уже 34 года, на нем он изготавливает детали различной сложности для сборки средств наземного оборудования.

Начальник цеха ценит первоклассного токаря: «Специалист он замечательный. Никогда никаких вопросов по его работе, по качеству деталей не возникает. Неоднократно награждался грамотами и благодарностями за многолетний добросовестный труд, имеет личное клеймо приемки качества продукции». По отзывам товарищей по работе, Николай Зенич — один из лучших наставников: «Всегда подскажет, направит. Можно у него спросить, выйдет ли толк из того или иного новичка, и он даст самую точную рекомендацию». 44 года Николай Николаевич остается верен своей профессии, которая, кажется, сама его выбрала.

Влюбленный в небо

Стать военным летчиком Валерию Ивановичу Федорову не позволила чужая досадная ошибка. «Со мной в Барнаульское летное училище поступало несколько однофамильцев, один из которых не прошел медкомиссию. Произошла путаница документов, и меня сняли с экзаменов, хотя и был годен. Год отработал строителем, потом — армия. После вернулся в Иркутск и поступил в политех. По окончании института — сразу на ИАЗ».

Стаж Валерия Федорова на заводе уже 37 лет, из них 35 — в цехе окончательной сборки, где он прошел путь от мастера до заместителя начальника цеха. На этой должности уже 22 года. «Первый опыт давался тяжело. В цех пришел в тот период, когда делалось много самолетов, завод в полтора раза перевыполнял план. Приходилось много работать, — вспоминает Валерий Федоров. — Повезло с учителями, наставниками, которые помогали осваивать тонкости профессии, учили руководить. А вскоре пришло осознание того, что делаешь свое дело, что коллектив тебя понимает и поддерживает. И еще: для авиастроителя важно пройти ответственный этап запуска самолета в производство. Когда первый запущенный тобой самолет совершает свой первый полет, это чувство победы остается на всю жизнь».

В настоящее время под руководством Валерия Федорова трудится более 300 человек. И сегодня уже он — наставник для молодых коллег. «В первую очередь учу быть профессионалом в своем деле, советую вникать во все тонкости работы. Авторитет — он ведь трудом зарабатывается».

На таких держится завод

Елена Васильевна Байбурина возглавляет техбюро цеха 75 ИАЗ. Начальство отзывается о ней просто: «Руководитель от Бога, на таких держится завод». Характеристика заслуженная, учитывая, что в непростой период смены поколений Байбурина возглавила техбюро: именно тогда большинство опытных сотрудников ушли на пенсию и в коллектив влилось много молодежи.

По словам коллег, Елена Васильевна всем как вторая мама: и поддержит, и поможет, и научит, но при этом не допускает панибратства, принципиальна и справедлива. Работа у технолога непростая, особенно сейчас, когда предприятие запускает в производство гражданский самолет МС-21.

— Зато работать всегда интересно, — рассказывает Елена Байбурина. — Каждая деталь уникальна, и, несмотря на типовые правила, техпроцесс пишется всегда индивидуальный. На сегодня номенклатура бюро составляет 3000 деталей. Проблемы, конечно, бывают: иногда на первоначальном этапе деталь не получается, вот и приходится кардинально менять технологию изготовления. А бывает, что уже выпущенная партия, которая хорошо шла, потом вдруг не встает при монтаже, и все тут! Профессионализм технолога в том и заключается, чтобы найти решение быстро и грамотно.

Подчиненных Елена Васильевна оценивает за результат сделанной работы. Благодаря ее компетентности и умению находить общий язык с людьми коллектив успешно решает сложные задачи. В 2013 году Елена Байбурина была отмечена благодарностью Министерства промышленности и торговли РФ, а в 2012 году получила звание «Отличник качества».

Решать сложные задачи всегда интересно

«Мы создаем агрегаты под ключ», — с гордостью говорит о своем производстве начальник цеха 243 Александр Николаевич Куракин, показывая уже собранное крыло самолета.

Цех многопрофильный, выполняет сборку крыльев, килей, стабилизаторов. Работа сложная, но, как признается сам Александр Куракин, «Я без трудностей не могу, мне всегда интересно решать сложные задачи. Это все мое упрямство — обязательно нужно докопаться до истины». Его заводской стаж насчитывает почти четыре десятка лет, из них около 15 лет — начальником цеха 43. Когда на заводе началась реструктуризация, стоял у истоков создания агрегатно-сборочного производства.

Александр Куракин за свою карьеру собирал разные самолеты: МиГи, «сушки» разных модификаций, Ве-200, Яки, оперение для Ту-204 и заборники для Ту-96. Даже пришлось ремонтировать бывшие в бою в Афганистане истребители МиГ-27. Каждый самолет чем-то памятен: «МиГ — простой в производстве и технологически проработанный, Ве-200 — самый сложный, Су-30 — самый надежный». В планах — поработать на МС-21: «Надеюсь в ближайшем будущем увидеть новый лайнер в небе». Еще вспоминается 1977 год, завод тогда выпускал МиГ-23УБ, приходилось дневать и ночевать в цехе.

— Никто не верил тогда, что за срок чуть больше месяца можно изготовить 33 машины. А наш цех сделал это! И сейчас справимся со всеми сложностями, — уверен начальник 43-го цеха.

Тем более что к сложностям нашему герою не привыкать: «Надо, чтобы дело не стопорилось и всегда было движение вперед».

Уважаемые машиностроители!

От имени Иркутского регионального отделения Союза машиностроителей России и от себя лично поздравляю вас с Днем машиностроителя!

Машиностроение вот уже более ста лет играет ключевую роль в экономике России. Отрасль с самого начала сконцентрировала в себе лучшие инженерные, конструкторские, рабочие кадры. Годы экономических преобразований дались отечественному машиностроению нелегко. Однако сегодня благодаря поддержке президента и Правительства РФ, региональных властей отрасль переживает подъем — на предприятиях идет модернизация производства и подготовка кадров, расширяется товарный ряд. Власти страны ставят перед нами масштабные задачи по созданию миллионов новых высокотехнологичных рабочих мест, увеличению объемов выпускаемой продукции. Россия должна занять достойное место на глобальном машиностроительном рынке. В канун Дня машиностроителя желаю вам дальнейших успехов в деле развития машиностроительной отрасли России! Воплощения в жизнь самых высоких творческих планов! Удачи, крепкого здоровья, благополучия и счастья!

Александр Вепрев, генеральный директор Иркутского авиационного завода, филиала ОАО «Корпорация «Иркут», вице-президент, председатель Иркутского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России»

Дорогие друзья!

От имени Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета и от себя лично искренне и сердечно поздравляю вас с Днем машиностроителя!

Машиностроителей всегда отличала высокая ответственность за порученное дело, творческое отношение к труду, способность найти решения самых сложных задач. Это особенно важно сейчас, когда стратегический курс России нацелен на модернизацию и инновационное развитие; когда перед машиностроителями стоят сложные и масштабные задачи по технологическому и инфраструктурному перевооружению реального сектора экономики, формированию нового инновационного инженерно-технического поколения, обеспечению конкурентоспособности России. Мы уверены, наши совместные действия и взаимная поддержка обеспечат успешное развитие российского машиностроения, экономического и оборонного потенциала страны. Желаю вам успехов в деле развития отечественного машиностроения, уверенности и решимости в достижении поставленных целей, счастья, здоровья и личного благополучия! Новых вам трудовых свершений во благо России!

Александр Афанасьев, и. о. ректора НИ ИрГТУ

Уважаемые работники и ветераны машиностроения!

Поздравляю вас с профессиональным праздником — Днем машиностроителя!

Машиностроение — одна из ключевых отраслей промышленности, основа устойчивого развития экономики страны и повышения благосостояния каждого отдельного человека. От эффективной работы машиностроителей зависит технологический уровень других отраслей, динамика развития всех сфер жизни и деятельности людей. Приятно отметить, что многие машиностроительные предприятия расширяют производственные мощности, внедряют современные технологии, инновационные разработки и методы управления мирового уровня. Уверен, что все это позволит и дальше успешно развивать отрасль, осваивать выпуск перспективной конкурентоспособной продукции, повышать технологический потенциал предприятий. Желаю вам, уважаемые машиностроители, новых производственных достижений, крепкого здоровья, счастья и благополучия! Мира и добра вашим семьям!

Сергей Добрецкий, исполнительный директор ОАО «Иркутсккабель»

Уважаемые друзья, партнеры, коллеги!

От всей души поздравляю вас с Днем машиностроителя! Машиностроение существует более 200 лет, и так исторически сложилось, что созидательный труд машиностроителей был и остается первым помощником человека, сердцевиной индустрии, основой экономики и интеллектуальным потенциалом каждого государства. Всем, кто посвятил жизнь этой важной и нужной профессии, желаю здоровья и благополучия. Пусть все хорошее, сделанное с душой и вдохновением, возвращается в многократном размере. Пусть удача и радость наполняют каждый ваш день, а труд во благо страны и людей приносит удовлетворение и уважение.

Виктор Максименко, генеральный директор ОАО «Иркутский релейный завод»

Загрузка...