Сядьте и послушайте

В Иркутске начало работу Байкальское сообщество сказкотерапевтов

Поскольку люди приходят к психологам в обостренном состоянии, с душевной болью или заскорузлыми проблемами, первая задача специалиста — обезболить. А как сделать это психологически? Рассказать историю из жизни великих людей, притчу или мудрую легенду, которая блокирует негативное переживание. О том, как лечат душу сказками, — сегодня в «Пятнице».

— Обратилась женщина, в семье которой проблемы, — рассказывает основатель Байкальской лиги сказкотерапевтов Эльвира Паниш. — «За что мне это наказание?» — спросила она психолога. И услышала в ответ притчу: «В прекрасной стране, далеко-далеко, жили души. Жизнь у них была райская, но однажды одна из них подлетела к Богу и сказала, что она хочет обратиться в человека. «Зачем тебе это? Чему ты хочешь научиться?» — спросил Бог. «Я хочу научиться прощать», — ответила душа. Тогда к ним подлетели еще несколько душ и начали наперебой: «Я тоже хочу воплотиться... Я хочу помочь тебе научиться прощать... Я буду твоим отцом... А я — мужем... А я буду твоей свекровью и помогу тебе научиться прощать...». Отпустил Бог души на землю, и наступила череда дней, когда им пришлось учиться прощать друг друга. Только они уже не помнили о своем уговоре...

Так иносказательно до человека доводится простая истина, которую он, может, и знал, да забыл за бедами и хлопотами. В запасе сказкотерапевта много историй, которые нужно использовать своевременно, уместно и корректно. Кому-то из посетителей нужно растолковать все, донести мораль в мягкой форме, а кого-то и озадачить приходится.

— Был в моей практике такой случай: за терапией обратилась мать подростка, который увлекся одной из современных молодежных субкультур, с очень агрессивной атрибутикой и воспеванием смерти, — вспоминает Эльвира Ивановна. — В ходе консультации выяснилось, что женщина окружила ребенка гиперопекой, так что сложившаяся ситуация — это закономерность. И тогда я рассказала ей сказку «Амбар».

Построили люди замечательный амбар. И было в нем все, чтобы сохранить зерно в целости до весны: и свет, и вентиляция, и специальная система, чтобы поддерживать необходимую температуру. Зерно заложили почетно, чтобы по весне посеять его. Амбар мог подключить все системы, но не сделал этого, а приказал зерну... спать, не обеспечив его ни светом, ни воздухом. Когда пришло время открывать амбар по весне, из него вытекла противная зеленая жижа — все зерно было испорчено.

Мораль простая: гиперопека чревата последствиями — не надо изолировать ребенка от «воздуха», от свободы и возможности принимать решения самостоятельно.

После того как пациент услышал «свою» сказку, он либо обсуждает ее с рассказчиком, либо уходит осмысливать самостоятельно. Метафора попадает в бессознательное, поэтому сказкотерапии свойственен отсроченный эффект. На осмысление некоторых сказок уходит от недели до полугода.

Известные каждому с детства сказки — кладезь мудрости, и в каждой содержится несколько глубинных смыслов. Например, известная всем «Курочка Ряба». Жили-были дед да баба, и была у них Курочка Ряба. Снесла курочка яичко, да не простое, а золотое. Дед бил-бил — не разбил, баба била-била — не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед плачет, бабка плачет, а курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба. Я снесу вам другое яичко, да не золотое, а простое». Первый и очевидный смысл — в приоритете нематериальных ценностей над материальными. С золотым яичком в семье стариков счастья не получилось. Оплакивающим разбитое золотое яйцо Курочка Ряба предлагает еще один шанс — простое яйцо, настоящее и очень хрупкое. Его еще уберечь придется, зато это не безвыходная ситуация и решение всегда найдется.

Почему же плачут дед и баба? Ведь они и сами старались разбить яйцо, но не справились с поставленной задачей. Зато какая-то маленькая серая мышка, бежавшая мимо, смогла разбить. Да оттого, говорят психологи, и плачут, что сделалось это чужими руками. Так и в жизни часто бывает, когда приходит новый человек, помоложе, и оказывается способен на то, над чем ты бился годами. И кусаешь потом локти от обиды. Но это лишь одна точка зрения. Другой человек в той же самой мыши увидит спасение и помощь.

— Вот есть проблема — не можешь ты разбить яйцо золотое, а мимо мышка бежит, маленькая и серая, и не подумала бы никогда, что она справится, — рассуждает молодая девушка. — И она помогает тебе, разбивает это несчастное яйцо.

— А плачут герои тогда от чего?

— От радости! Кто вам сказал, что они горюют? В сказке-то об этом не написано. Но, как утверждают сказкотерапевты, «правильных» и «неправильных» интерпретаций сказок не бывает, просто каждый видит свою историю. А общий смысл «Курочки Рябы» такой: яйцо — это символ жизни. И когда мы методично «бьем» его — деструктивными мыслями или поступками, оно неизбежно разбивается. Конечно, судьба неравнодушна к нам и щедро одаривает еще одним шансом, но он уже хрупкий. И чтобы уберечь свое счастье, придется приложить гораздо больше усилий. И этот смысл будет не лишним помнить каждому.

Вот это специалист

Самый известный и опытный сказкотерапевт — Шахерезада, которая каждую ночь рассказывала сказки кровожадному царю Шахрияру. Пережив измену жены, царь уверился в порочности женщин, но поскольку обойтись без них было сложно, Шахрияр каждую ночь овладевал невинной девушкой, а наутро убивал ее. Напросившись в царскую опочивальню в качестве очередной жены-жертвы, Шахерезада применила все свое красноречие, рассказывая царю сказки до восхода солнца, который наступал на самом интересном месте. Таким образом хитрая тянула время до тех пор, пока к царю не вернулся здравый смыл и он не перестал истреблять девственниц.

Цена вопроса

Иркутские сказкотерапевты принимают по адресу: ул. Советская, 3, оф. 101. Стоимость консультации варьируется от 500 до 1500 рублей — в зависимости от возраста и продолжительности работы.

Загрузка...