Продавцы будущего

Как работает политический «Гербалайф»?

Почти 70 лет назад, в 1945 году, в США был изобретен сетевой маркетинг — способ продажи товара, при котором не нужны магазины и масштабные рекламные кампании. В сетевом маркетинге покупатель со временем сам становится продавцом. И каждый продавец вкладывает всю душу в рекламу товара, потому что от уровня продаж зависит его личное благополучие. Фактически участники сетевого маркетинга заражают друг друга — как зомби в ужастиках. Одна покупка — роковой укус. И вот уже жертва, нацепив значок со словами «Хочешь похудеть? Спроси меня, как!» сама становится хищником, разыскивая доверчивых и внушаемых.

Тогда, в 1945-м, метод сетевого маркетинга первой применила американская компания Nutrilite, которая существует и по сей день, продавая косметику под маркой Amway. Впрочем, в США пик расцвета сетевого маркетинга пришелся на 1980-е. А в Россию он пришел вместе с капитализмом, в 1990-е. Тогда и появились на улицах российских городов зомби-продавцы со значками, предлагающими спросить про похудение, а страна узнала слово «Гербалайф».

Всем, кому нынче за 30, эта история хорошо знакома — каждый крупный город в России пережил этот зомби-апокалипсис. А между тем что-то подобное происходит у нас прямо сейчас. Только не в сфере продаж биодобавок или косметики, а в политике. Ничего удивительного в этом нет. Политика — та же торговля. И продают здесь будущее. Или настоящее. Но чужое.

Вот как это делается. Есть некий депутат городской думы Иркутска. Да не простой депутат, а такой, знаете, Депутат Депутатыч — протирает штаны в законодательном органе власти уже много лет, все у него схвачено, везде прихвачено, со всеми нужными людьми знакомства водит. В общем, видно, что эти годы не зря прошли — человек много работал и многого достиг. В основном для себя, конечно, — машину роскошную купил, стал крупным землевладельцем, сдает в аренду офисные центры.

Вот, правда, положение дел в избирательном округе нашего Депутата Депутатыча не столь блестяще. И с благоустройством улиц все как-то не очень, и дороги латают каждый год, а все без толку. И за коммуналку люди платят втридорога, а трубы с каждым годом протекают все сильнее.

Не то чтобы эти вопросы вообще не решаются. Но если бы чиновники не воровали, а, самое главное, расходы городской казны действительно усердно контролировались бы, наверняка жили бы избиратели нашего Депутата Депутатыча сильно получше. А так лучше живет он один. Но людей, какими бы наивными, доверчивыми и внушаемыми они ни были, столько лет подряд обманывать невозможно. Потому что даже наивнейший из доверчивых, годами подряд пожирая чудо-добавку и так и не похудев, начнет понимать, что здесь что-то не так. б

Сетевой маркетинг, однако, не дураки придумали. Там все продумано. Старый потребитель разочаровался в продукте? Активнее вербуем новых покупателей-зомби! Наш Депутат Депутатыч так и делает. Он переходит на новый уровень — баллотируется кандидатом в Законодательное собрание. Это не только повышение статуса и доступ к контролю над более лакомым бюджетом. Это еще и расширение границ избирательного округа — у депутатов Заксобрания округа больше, чем у депутатов гордумы. А что это значит? Правильно! Новый рынок продажи будущего. Новые потенциальные покупатели-зомби. Если хотя бы каждого третьего огербалайфить.

Но вернемся к технике продаж. Итак, политик продает избирателю будущее. Его, избирателя, будущее. Политик говорит избирателю: «Проголосуй за меня и станешь жить хорошо! Все твои проблемы решатся, я буду о тебе заботиться, буду защищать твои права». Это классическая схема политического околпачивания. Но технология сетевого маркетинга, которую использует Депутат Депутатыч, работает тоньше и при этом надежнее. Потому что в сетевом маркетинге покупателя охмуряют такие же люди, как и он сам. Они с горящими глазами рассказывают о том, как круто изменилась их жизнь после того, как они попробовали «Гербалайф», купили билеты «МММ», вступили в секту «Белое братство», проголосовали на выборах за Депутата Депутатыча.

И это действует. Да, не на всех. Но этого и не нужно. Даром что и на выборы у нас не все ходят. А как раз те, кто ходит, очень часто становятся покупателями различных биодобавок и участниками финансовых пирамид. Это самые доверчивые, наивные, внушаемые. А еще, как правило, малообеспеченные, одинокие, пожилые, с несложившейся личной жизнью. Обделенные вниманием и лишенные простого человеческого тепла. Готовые душу продать и разум выключить, если только с ними поговорить по-человечески.

На это и расчет. Такие люди всегда были и будут — так устроено человеческое общество. И потому сетевой маркетинг вечен. Потому что всегда будут люди, которым можно впарить что угодно во время задушевного разговора. Просто потому, что они истосковались по человеческому теплу и вниманию. Это все равно, что у ребенка конфетку отобрать.

Именно этим постыдным бизнесом и занимается, по сути дела, наш Депутат Депутатыч — охмуряет доверчивых и легковнушаемых. Но не сам — каноны сетевого маркетинга этого не допускают! Он лишь управляет процессом охмурения.

Вот как это происходит. В некоем месте происходит заранее анонсированная встреча Депутата Депутатыча с избирателями. На нее он прибывает не один, но в компании полутора десятка женщин почтенного возраста и неопределенной внешности. Вы сразу поймете, о ком идет речь, если вспомните, какого сорта дамы обычно продавали «Гербалайф».

И эти дамы начинают охмурять. Продают внушаемым и доверчивым их светлое будущее. Рассказывают о том, как здорово они стали жить-поживать после того, как в первый раз проголосовали за Депутата Депутатыча. Как у них все враз заколосилось, фонтаны забили, деревья расцвели, а волосы стали гуще, мягче и шелковистее.

Если на все это действо со стороны посмотрит человек скептического склада, он непременно заметит, что по внешнему виду дам-агитаторов никак нельзя сказать, что они живут не то чтобы хорошо, а вообще хоть сколько-нибудь прилично. Но ведь это сетевой маркетинг! Тем, кто постарше, мы предлагаем вспомнить (а молодежь может погуглить в Интернете), какой живописный вид иной раз имели люди, расхаживавшие по городам и весям со значками «Хочешь похудеть? Спроси меня, как!». Но ведь все же они находили свои жертвы! И продажи росли! Люди покупали свое будущее сомнительное похудение, даже несмотря на то что сам продавец, убеждавший в чудодейственности продукта, сбросить вес так и не смог.

Депутат Депутатыч идет ва-банк. Ему сегодня как воздух нужны новые рынки сбыта политического «Гербалайфа», новые доверчивые покупатели светлого будущего, готовые поверить любым словам побитых жизнью тетушек, вещающих о великом и могучем защитнике всех легкововерных и легковнушаемых.

Потому что как депутат гордумы Депутат Депутатыч лимит доверия уже полностью исчерпал. Даже у самых легковерных.

Что ж, возможно, описанная нами схема втюхивания светлого будущего и покажется кому-то натянутой, искаженной и в чем-то, быть может, слегка приукрашенной (или, наоборот, очерненной). Вполне возможно. Всем этим недоверчивым мы настоятельно рекомендуем посетить ближайшую встречу с избирателями Депутат Депутатыча.

Сами увидите: все, как мы описали. Разве что значка на лацкане не хватает «Хочешь жить лучше? Спроси меня, как!»

Метки:
baikalpress_id:  32 267