Уроки по домоводству

Проект «Школа ЖКХ» стартовал в Иркутске еще в 2011 году по инициативе комитета по жилищно-коммунальному хозяйству городской администрации. Первые курсы прошли на базе БГУЭП. За 2,5 года их прослушали 456 горожан. В «Школе ЖКХ» иркутянам помогают не только выбрать способ управления многоквартирными домами, но и учат жильцов организовывать управление, разбираться в основах водо- и энергосбережения, знакомят с правами и обязанностями собственников жилья. Занятия проводятся за счет городского бюджета. На 2013 год на них предусмотрено более миллиона рублей. Начало обучения запланировано на осень, а заявки принимаются до 1 октября.

Учиться могут все

Есть ли реальная польза от «Школы ЖКХ»? Об этом мы поговорили с куратором проекта, депутатом думы Иркутска, деканом факультета мировой экономики и государственного управления БГУЭП Ириной Цвигун.

— Ирина Всеволодовна, для вас, наверное, не проблематично платить за услуги ЖКХ, все ошибки в счете сразу замечаете?

— Конечно, мне помогает образование, к тому же я читаю обновления нормативно-законодательной базы — учиться нужно всю жизнь. Но у меня тоже проблемы возникают. Как всегда бывает, когда идешь платить за коммунальные услуги, попадаешь в очередь, нужно быстрее все сделать и дальше по делам торопиться. В спешке проверять, уточнять что-то некогда. А потом дома уже смотришь на счет и удивляешься. Вроде вовремя за все платишь, и все равно какие-то долги появляются. Если я не согласна с суммой счета, иду в управляющую компанию, беру расшифровку, проверяю все. Если возникают вопросы, всегда нужно разбираться.

— «Школа ЖКХ» создана как раз для тех, кто хочет разобраться в системе коммунального хозяйства. Пройти обучение в ней может любой иркутянин или есть ограничения?

— Ограничений нет, контингент у нас разный: пожилые и активные, любознательная молодежь, деловые люди среднего возраста. У нас есть Восточно-Сибирский региональный центр подготовки специалистов ЖКХ. Мы начинали с подготовки управляющих компаний. А потом пришла идея создать школу для обычных горожан. Я, как депутат, знаю, как много жалоб у иркутян по сфере ЖКХ, в городской администрации тоже знали об этой проблеме, поэтому и появился такой проект, открыли школу для населения. Мы разделяем учащихся на собственников многоквартирных домов и сотрудников управляющих компаний. В одной группе бывает до 25 человек. Курсы бесплатные, желающие записываются по телефону в администрации 52-00-55. Обучение проходит одну неделю в вечернее время с 5 до 8 часов.

— А с какими проблемами и вопросами по системе ЖКХ чаще всего обращаются иркутяне?

— Часто у собственников жилья возникает недопонимание с управляющей компанией, люди не понимают систему платежей, тарифообразование. Бывает, что недовольство жильцов достигает апогея, и тогда они хотят сменить управляющую компанию, но не знают, как это сделать. В таких случаях нужна юридическая помощь, мы и в этом помогаем.

— Получается, среди преподавателей есть юристы, экономисты, а еще кто?

— Преподавательский состав сформирован из докторов наук и профессоров вузов, представителей администрации города, министерства жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области, председателей действующих ТОСов и ТСЖ. С населением работают практики, которые смогут ответить на все вопросы.

— Есть какой-то ощутимый результат после курсов?

— Есть, иначе на них не было бы такого спроса. С каждым годом идет увеличение в группах обучения. Многие после курсов подходят, благодарят. В «Школе» мы составляем входные анкеты, узнаем, какие проблемы в сфере ЖКХ есть у людей, потом им дается входной тест, чтобы узнать уровень знаний, и по окончании курсов дается еще один опросник, в котором люди пишут, чему они научились и что еще хотят узнать.

Нужно больше информации

Сегодня мы спросили у иркутян: «А вы разбираетесь в тарифообразовании ЖКХ?»

Вячеслав: — Я не разбираюсь: сколько мне скажут, столько и плачу. Иногда замечаю, что суммы увеличиваются в счетах, но идти разбираться в управляющую компанию — это не мое. За энергосбережение вот вчера счет пришел большой, не понимаю, почему.

Николай Петрович: — Конечно, разбираюсь. У меня не было еще случая, чтобы я заподозрил в обмане свою управляющую компанию. Я уже ходил в их офис, спрашивал про тарифы, мне все хорошо и подробно разъяснили. И в счетах все прописывают.

Лилия: — Когда оплачиваю счета, не ориентируюсь в них. Даже если они огромные, мне некогда ходить разбираться. Жителям должны разъяснять все основные пункты — и про новые тарифы, и про счетчики. Причем эта информация должна быть в свободном доступе, опубликована в газете, например.

Надежда Георгиевна: — Я все сама просчитываю, во всем разбираюсь, я экономист по образованию. Не понимаю, в чем там могут быть проблемы. Если человек не безграмотный, то сможет дойти своим умом до расчетов.

Юлия Михайловна: — Не очень разбираюсь. Надо было бы администрации публиковать данные по тарифам: почему в одно время это стоило столько-то, а через месяц появилась уже другая сумма. Чтобы все были в курсе дела. Каждый же не будет ходить в бухгалтерию и выспрашивать элементарные вещи.

Загрузка...