Сговорились все-таки!

Антимонопольное ведомство признало факт сговора четырех авиакомпаний по завышению цен на билеты

Новый этап в громком деле «УФАС против четырех авиакомпаний» о нарушении антимонопольного законодательства. В начале августа Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области признало ОАО «Аэрофлот», ОАО «ЮТэйр», авиакомпанию «Сибирь» и ОАО «Уральские авиалинии» участниками ценового сговора (пункт 1 части 1 статьи 11 Закона «О защите конкуренции») на иркутском направлении.

Как мы уже рассказывали, с жалобой на этих перевозчиков еще в прошлом году обратились несколько жителей региона. Среди них был и бывший сотрудник «Пятницы» Василий Яшкинас. В течение нескольких лет он анализировал динамику цен всех четырех компаний: ОАО «Аэрофлот», ОАО «Ютэйр», ОАО «Сибирь» и ОАО «Уральские авиалинии» — и пришел к выводу, что с июня 2012 года в их ценовой политике стало происходить нечто странное: все авиакомпании держали цены на максимальном уровне как зимой, так и летом. Хотя при такой конкуренции цены должны были быть ниже. На отсутствие спроса авиакомпании пожаловаться не могли: в день летает 5—6 рейсов. И при этом стоимость билетов в Москву из Иркутска была гораздо выше, чем из Читы, Улан-Удэ или Красноярска.

Заявление иркутянина было принято к рассмотрению. В феврале нынешнего года УФАС объявило о начале расследования, а в июне против перевозчиков было возбуждено дело.

В ходе расследования сотрудники ведомства исследовали большое количество тарифных планов авиакомпаний. Учитывались данные о стоимости горюче-смазочных материалов, услуг заправки и наземного обслуживания. Был проведен сравнительный анализ цен на все это в соседних регионах.

Выяснилось: несмотря на то что эти авиакомпании имеют разные затраты, разную маршрутную сеть, на направлении из Иркутска в Москву и обратно все они предлагали практически одинаковые — максимальные — тарифы на билеты. Другие маршруты этих же перевозчиков существенно отличаются по ценам.

«Это привело к тому, — говорится в заявлении УФАС, — что спрос на пассажирские перелеты московского направления переместился из Иркутска в Улан-Удэ, а также в другие регионы. Например, у авиакомпании «Сибирь» пассажиропоток до Москвы из Иркутска увеличился в минувшем году только на 10%, в то время как перелеты из бурятской столицы выросли до 15%. «Уральские авиалинии» из Иркутска стали возить пассажиров в столицу всего на 2% больше, а из Читы — на 21%».

По словам руководителя Иркутского УФАС Валентины Замориной, синхронизация ценовой политики на маршруте Иркутск — Москва серьезно ограничивает свободу передвижения наших земляков и позволяет авиакомпаниям «забыть о том, что они должны конкурировать между собой». Авиакомпаниям направлено предписание прекратить действия ценового соглашения и предоставить в антимонопольный орган подтверждение, что нарушение устранено.

Кроме того, к перевозчикам будут применены штрафные санкции. Однако скорого снижения цен иркутянам ждать не стоит. Уличенные в сговоре авиакомпании, несомненно, будут оспаривать это решение. Уже сейчас в СМИ началась бурная пиар-кампания в защиту интересов авиаперевозчиков. Лоббисты компаний-монополистов находят массу веских причин, объясняющих существующие цены. Они говорят, что сибирские и восточные регионы являются убыточными, что дорогие керосин, обслуживание и т. д.

Мало кто верил

Когда еще только пошли первые разговоры о том, что антимонопольная служба заинтересовалась ценами на авиабилеты, немногие иркутяне верили в эффективность жалоб в ФАС. Интересно: на заоблачные цены люди жалуются, а сами писать жалобы не хотят. Хотя чем больше жалоб, тем больше вероятность, что делом займутся всерьез.

Тем не менее, несмотря на скепсис сограждан, я на 99% была уверена, что сговор признают. Дело в том, что наметилась тенденция: диктат российских авиамонополистов коснулся не только нашей области, это явление общероссийского масштаба.

Судите сами: месяц назад апелляционный суд поддержал ростовскую ФАС, уличившую «Аэро- флот», «ЮТэйр» и S7 в нарушениях при продаже билетов в Ростове-на-Дону. Там ситуация была один в один: авиакомпании необоснованно прекратили продажу самых дешевых билетов экономкласса на перелеты между Москвой и Ростовом.

Это был первый прецедент. В Иркутске ситуация усугубляется многократно. Ростовская область раз в шесть меньше Иркутской. Оттуда легко добраться на машине до соседнего региона, к нам же, как в песне, «только самолетом можно долететь».

Проблему дороговизны билетов признают чиновники федерального уровня. Например, глава Министерства по развитию Дальнего Востока и полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев, выступая на экономическом форуме о последствиях вступления России в ВТО, сказал важнейшую вещь: «Только конкурентная экономика обеспечивает развитие. Поэтому рынок авиаперевозок надо просто-напросто открывать. У нас работают две компании — «Трансаэро» и «Аэрофлот», и они диктуют свои условия. А когда зайдут иностранные перевозчики, я уверен, что ситуация изменится».

По словам министра, без иностранных инвесторов, а следовательно, без реальной конкуренции, отрегулировать цены нереально. Причем зарубежные компании даже готовы вложиться в систему наших аэропортов.

Совсем недавно генеральный прокурор Юрий Чайка буквально метал громы и молнии в обращении к премьер-министру Медведеву, предложив обуздать ценовые аппетиты авиаперевозчиков. Вот цитата из его обращения: «Проведенная проверка Генпрокуратуры с привлечением ФАС показала, что высокая стоимость билетов на регулярные перевозки устанавливается авиакомпаниями необоснованно. В том числе и путем навязывания дополнительных услуг, которые включаются в различные тарифы экономкласса. В итоге стоимость билета вырастает в 1,5 раза».

По его словам, количество дешевых билетов ограничено, пассажирам приходится приобретать билеты по высоким тарифам с дополнительными услугами, в которых они, как правило, не нуждаются. Такая ситуация сложилась на рейсах авиакомпаний «Аэрофлот», «Сибирь», «Татарстан» и «Ак Барс Аэро» из Москвы в Хабаровск, Казань, Новосибирск. Забыл он, к сожалению, упомянуть Иркутск. Но тренд очевиден.

Наконец, губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко заявил в феврале о необходимости создания конкурентного пространства, которое приведет к снижению цен на билеты. «Цены на перелеты из Иркутска в Москву совершенно нереальные, — заявил губернатор. — Для того чтобы цену понизить, нужно вложиться в Иркутский аэропорт, обеспечить возможность полетов не только для четырех авиакомпаний, но и многих других, тогда мы сможем разрушить договоренность компаний, которые держат цену на авиабилеты».

День конкуренции

В сентябре в Иркутске будет проводиться День конкуренции, на который приедут руководители ФАС России, представители правительства, руководители территориальных управлений со всей страны, а также руководители или старшие сотрудники зарубежных антимонопольных ведомств. Многие эксперты связывают это мероприятие как раз с ситуацией на рынке авиаперевозок. Будет интересно!

 

Загрузка...