Первоклассный вагоновожатый

На этой неделе в Иркутске выбрали лучшего водителя трамвая

Вообще-то, конкурс «Лучший по профессии», который проводится в МУП «Иркутскгорэлектротранс» с 1947 года, уже несколько лет как стал межрегиональным, но на этот раз в нем принимали участие только иркутяне. Среди семи водителей старейшего городского транспорта победу одержал вагоновожатый первого маршрута Виталий Шлижис.

— Работа водителя — это постоянное напряжение и риск. Говорят, что управлять трамваем легче, чем автомобилем. Технически — да, а психологически — нет. Вагоновожатый отвечает не только за свою жизнь, но за всех своих пассажиров. В час пик порой по 200 человек везу, а то и больше, — рассказывает Виталий.

Молодой человек — Виталию 26 лет — не новичок в своем деле: работать вагоновожатым начал 6 лет назад в Ангарске, где родился и вырос, наблюдая за движением трамваев. Когда Виталий был ребенком, предпочитал смотреть вместо телевизора в окно, уличная жизнь захватывала больше, чем скучные передачи. Напротив его дома находилась остановка, вагоны подъезжали, время от времени деловито сигналя, двери раскрывались, и на улицу высыпалась, как из горохового стручка, толпа людей. Когда Виталий подрос, решил подработать летом кондуктором в трамвае, можно сказать, что там его зацепило: позже он окончил курсы водителей, получил квалификацию третьего класса, затем сдал экзамен на повышение. А этим летом, участвуя в конкурсе, достиг потолка карьеры вагоновожатого: призом за первое место стали 7 тысяч рублей и повышение профессиональной квалификации (что скажется на заработной плате). Так что Виталий теперь первоклассный водитель и в прямом, и в переносном смысле слова.

— Я пришел на конкурс в расслабленном состоянии, был уверен в своих силах, но на первое место не рассчитывал, думал, займу второе или третье. Видимо, спокойствие сыграло на руку, другие участники волновались и из-за этого что-то забывали. Нам надо было проговаривать в слух каждый шаг, каждое решение, иначе засчитывались штрафные очки, — вспоминает недавнее событие Виталий. — Конкурс проводили на территории трамвайного депо. Жюри оценивало буквально все: приемку вагона, устранение неисправностей, устройство трамвая, правила дорожного движения. Самое сложное — пройти трассу. Надо было правильно пройти стрелки, рассчитать ограничение скорости на 5, 15 километров (на старых машинах спидометров нет, приходится ориентироваться по собственным ощущениям), затем разогнаться до 40 километров — максимальная скорость, которую можно выжать из трамвая, и резко затормозить: на пути выбрасывали тряпичную куклу, чтобы проверить реакцию.

Кроме прохождения трассы и теоретических вопросов водители представляли свои проекты по обеспечению безопасного движения в Иркутске, рассказывали, как, на их взгляд, можно изменить в лучшую сторону какой-то участок на дороге, где проходят трамвайные пути. Виталий выбрал трудный участок в центре города, напротив Института ортопедии и травматологии на улице Тимирязева. Он предложил убрать «карман», где сейчас вне правил ПДД паркуются автомобили слишком близко от трамвайных путей. Таким образом вагоновожатый рассчитывает уменьшить простои на линии в пробках. На этом же участке расположен обесточенный участок сети, и чтобы не встать на нем в самое неподходящее время, молодой человек предложил перенести межсекционный изолятор в другое, менее оживленное место. Сделать проект Виталию помог его опыт — по иркутским дорогам он ездит почти 4 года и свои маршруты помнит наизусть.

— Вагоновожатому нужна концентрация и умение работать над собой, нам нельзя расслабиться ни на минуту. И все же я люблю свою профессию, мне нравится ощущать, что я нужен городу, людям. Без движения я уже не могу, мне нужно это ощущение управления трамваем. Иногда я бываю в других городах и тогда наблюдаю на организацию дорожного движения, подмечать что-то новое в этом деле очень интересно, — делится личным лучший вагоновожатый. — Естественно, распорядок дня у нас не как у обычных людей, даже нет праздников — только смены и отпуск. График работы такой: 3 дня работаем, 2 — отдыхаем. В первый день смена начинается в 5—6 утра и продолжается до 2—3 часов дня. Во второй день работаем с 6—7 утра и до 8—9 вечера. В третий день ведем вагоны с 2—3 часов дня и до 11—12 вечера. Спать, когда позволяет работа, ложусь в одно и то же время — ближе к 8 вечера.

Виталий — путешественник по жизни, на работе он объезжает город, а в свободные дни любит выехать на природу, где отдыхает от шума на свежем воздухе. Он говорит, что человека делает счастливым сама возможность путешествовать. Так и получается, что иркутянин свое счастье творит сам.

Транспорт на рельсах

Ежедневно в Иркутске на маршруты выходят 37 трамваев, перевозя за день более 70 тысяч пассажиров, что составляет 46% от общего количества пассажиров, пользующихся услугами муниципального пассажирского транспорта.

Загрузка...