Выбор потребителей на колесах

Нужно ли платить за автопарковку у торгового центра, где тратишь деньги?

В начале лета посетители популярного среди иркутян торгово-развлекательного центра «Джем Молл» в районе радиозавода с удивлением обнаружили, что просторная удобная автопарковка у центра теперь стала платной. И это сразу вызвало недоумение у потребителей. Ведь мировая практика существования подобных торгово-развлекательных центров всегда строится на том, чтобы привлечь как можно больше посетителей-покупателей. И для этого владельцы центров создают бесплатные парковки, на которых мы, покупатели, можем оставить автомобиль, чтобы с тележкой из супермаркета подъехать к багажнику, а не нагружать свои слабые позвоночники и руки тяжелыми пакетами. Цена вопроса — 40 рублей в будни (любое время) и 25 рублей в час в выходные и праздники. Много это или мало? И нужно ли платить за место для своей машины там, где потребитель намерен раскошелиться? Гарантирует ли организация платной парковки сохранность машины? Мнения всех заинтересованных сторон сегодня в «Пятнице».

Первым делом репортерская группа нашего еженедельника направилась на платную
парковку, чтобы пообщаться с теми, кто не жалеет денег. Но у «платников», мягко
говоря, было нелюдно. Пришлось шагать на периферию торгового центра — к месту
скопления машин, владельцы которых «экономят». Здесь от желающих пообщаться не
было отбоя. Иркутянка Ольга Светлолобова вместе с мужем как раз несли огромные
пакеты из супермаркета «ОК» к машине.

— Почему вы не оставили машину на платной стоянке?

— А зачем платить там, где в этом нет необходимости?

— Но ведь вам тяжело было нести эти пакеты...

— Так ведь и деньги тоже тяжело зарабатывать, чтобы вот так отдавать их за
«воздух». Торговый центр построили, люди готовы ехать к ним, вещи, еду покупать,
тратить деньги и время на кино, а теперь еще надо платить за стоянку. На всем
хотят заработать...

Даже нет смысла рассказывать, что говорили на эту тему остальные бесплатно
припаркованные автовладельцы — как под копирку разговор был похож на
вышеописанный.

Что же это получается: клиенты, нагруженные пакетами, долго идут к машинам, а
плтная парковка в это время пустует? Где логика? Где забота о потребителе?
Желание сделать его абсолютно лояльным и навсегда заполучить его в свои ряды? И
мы обратились за комментариями к руководству торгово-развлекательного центра.

— Я не понимаю вашего интереса к парковке, у нас самая низкая стоимость, она
согласована со всеми правоохранительными органами, с администрацией, — директор
Иркутского филиала ООО «Эрмитаж Констракшн энд менеджмент» Анна Овчарова
убеждена, что платная парковка должна быть.

— Но ведь есть проблема — места на платной парковке пустуют?

— Это не проблема. У нас такая цена, которую вы в принципе в городе не
найдете. С 10.00 до 18.00 — всего 40 рублей независимо от того, сколько времени
стояла машина, а в выходные и праздничные дни стоимость составляет 25 рублей в
час. Я сама спускалась вниз и разговаривала с владельцами машин. Они
подтвердили, что 25 рублей — это недорого. Наверное, люди просто не понимают,
как заехать на платную парковку...

Возможно, 25 рублей — действительно недорого. Но если вдруг молодая семья с
детьми решила провести в торговом центре весь день, сначала бегая по магазинам,
потом не спеша отобедав в кафе, а затем сходив в кино, то на выезде они должны
будут заплатить не 25, а 200 рублей. А это для семейного бюджета уже сумма. Да и
вообще, «наши люди в булочную на такси не ездят» и платить за парковку не
привыкли.

Но руководство центра уверено, что платить выгодно. Ведь это гарантирует
безопасность автомобиля.

— Мы ввели плату не для получения экономической выгоды, а ради безопасности
наших посетителей. В городе распространен угон машин, мы стараемся
минимизировать риски: оградили территорию, поставили шлагбаум, устанавливаем
новые камеры видеонаблюдения...

— То есть на бесплатной парковке камер нет?

— И на бесплатной есть. Мы стараемся поставить камеры так, чтобы охватить всю
площадь перед центром. Мы очень долго работаем над тем, чтобы организовать
безопасность. Внутри работает масса охранных агентств, мы их меняем, если они не
справляются со своей работой.

В завершение разговора собеседница предложила не озвучивать в СМИ проблему
угонов с парковок, «чтобы правоохранительные органы смогли отработать
группировки». Но мы рассудили, что в таком случае это будет замалчиванием
проблемы, и обратились за комментариями в полицию. Здесь нам рассказали все как
на духу.

— У нас есть зоны особого внимания, где угон автотранспорта происходит с
завидным постоянством, — рассказал сотрудник пресс-службы ГУ МВД России по
Иркутской области Дмитрий Лопатин. — По итогам прошлого года лидером в рейтинге
угонов оказался ТЦ «Автоград», со стоянки которого за год было угнано 15 машин.
Второе место разделили между собой развлекательные комплексы «Джем Молл» и
«Карамель». Далее по списку — торговые центры «Лазурный», «Европарк» и «Город
мастеров». Однако первая декада 2013 года «вывела в лидеры» ТЦ «Джем Молл»,
откуда было угнано уже 6 машин. Дмитрий Лопатин пояснил, что за два года
сотрудники полиции неоднократно выходили на руководство торгового центра с
предписанием установить камеры наружного наблюдения. Итогом стала организация
паркинга за деньги.

— Вы считаете, это решит проблему?

— Будем надеяться, время покажет.

Посетителям же хочется не просто надеяться, а быть уверенными. Но уже на
подъезде к парковке весьма смущает надпись на информационном щите: «Платная
неохраняемая парковка». Как это понимать? То есть торговый центр не дает
гарантии сохранности? За что же тогда платить?

Во всей этой ситуации появляется непреодолимое желание обратиться к тем, кто
сможет разобраться во всем и восстановить справедливость. Не берусь угадать, о
ком подумали сейчас вы, но я позвонила в городскую администрацию.

— Плата за парковки — это вообще законно?

— Все зависит от того, в чьей собственности находится парковка, — отвечает
заместитель начальника по информационной политике администрации Иркутска Сергей
Филиппенко. — Если земля принадлежит владельцам торгового центра или находится у
них в аренде, то тогда их действия законны и администрация не вправе
контролировать введение оплаты. В ситуации с «Джем Моллом» мы оказались
бессильны. Как и в случае с «Модным кварталом».

Напомним, первое время парковка в новом торговом центре «Модный квартал» на
улице Седова обещает быть бесплатной, но со временем администрация центра
планирует ввести почасовую оплату. Говорят, у владельцев
торгово-развлекательного комплекса есть опасения, что временная стоянка станет
привлекательным объектом для сотрудников ближайших офисов, чтобы оставлять здесь
машину на весь рабочий день.

К слову, в декабре прошлого года власти Москвы, столкнувшись с аналогичной
проблемой, все-таки призвали торговые центры снизить цены на парковки «для
улучшения транспортной ситуации в городе». Как варианты решения проблемы:
сделать более гибкую тарифную политику, установить первый час парковки
бесплатным, ввести скидку при совершении покупок... По словам коллег из других
регионов, заполняемость парковок при этом возросла с 10% до 80%. Ну а в
иркутской администрации неравнодушным гражданам посоветовали обратиться с
жалобой в прокуратуру. Кстати, не исключено, что в случае чего к посетителям
торгово-развлекательного комплекса примкнут и арендаторы — ведь плата за стоянку
грозит оттоком покупателей к другому, более лояльному центру.

Одним из самых крупных арендаторов развлекательного комплекса «Джем Молл»
является кинотеатр «Кино Джем», руководство которого просто возмущено
нововведением.

— Люди сюда приходят не только в кино, где проводят минимум два часа, но еще
и ходят по бутикам, — комментирует менеджер сети кинотеатров «Баргузин» Марина
Левинсон. — Так что парковка по часам получается достаточно дорогая. У нас
возникли обоснованные подозрения в ее законности. В связи с чем в конце июня мы
начали собирать подписи жителей Синюшиной Горы. Они возмущены, и мы с ними
вполне солидарны. В конце хочется заметить, что в Иркутске еще остались торговые
центры с парковочными местами, воспользоваться которыми можно совершенно
бесплатно.

О платной парковке замолвите слово

Иркутяне активно высказываются по поводу парковок за деньги на форумах в
Интернете

Женя: «Раньше постоянно туда заезжал, и в основном из-за удобной просторной
бесплатной парковки. Какой ду... придумал платную, столько клиентов потеряли».

Яна: Мне и так было не особо сподручно тащиться к вам из Академгородка за
покупками, ибо выезд со стоянки в час пик дарит мало приятных ощущений, будем
закупаться в других местах!»

Светлана: «Придется отказаться от посещения данного центра. Так как вызвать
туда такси стало проблематично и накладно. За въезд и посадку в такси 5—10 минут
берут деньги. Неужели нельзя сделать, как в аэропорту: до 15 минут высадка и
посадка пассажиров бесплатно. А за стоянку берите, пожалуйста. Остался один
бесплатный подъезд со стороны супермаркета, но там невозможно остановиться для
посадки пассажиров с покупками».

Олег: «Что за нововведение — новая платная парковка, что, не хватает денег? А
законно ли это? Не получится ли как с парковкой на ж/д вокзале? Солидарен со
Светланой — надо бойкотировать этот торговый центр — не появляться там из-за
такого хамского отношения торгашей».

А как у них?

Как правило, в городах Европы принято отказываться от freeparking (бесплатный
паркинг) с выходом на высокий уровень автомобилизации — порядка 300—400
автомобилей на 1000 жителей. В американских городах это случилось еще в 1930-х
годах, в Западной Европе — в 1960-х. В Москве это произошло в июне текущего
года. Но Иркутску в этом смысле далеко не только до европейских городов, но и до
городов центральной части России. Но несмотря на значительный разрыв с Москвой
во всем, в цене иркутские предприниматели уступать не стремятся. Если в пределах
Бульварного кольца парковка стоит 50 рублей в час, то у нас — 40. Для справки, в
европейских столицах час парковки стоит на наши деньги около 100 рублей в час, в
Нью-Йорке — 90, в Вене — 85 в Париже — 120—130. При этом можно ставить машину
только на 2 часа. В Пекине и Шанхае вообще нельзя купить машину, если заранее не
приобрел/арендовал машино-место для хранения автомобиля, платная парковка в
Пекине составляет 50 рублей/час.

Метки:
baikalpress_id:  32 237