Кран-ветеран

В городе невест отпраздновали юбилей «Ивановца», который построил пол-Иркутска

В городе Иваново есть частичка Иркутска, и какая частичка! Замечательная и даже легендарная. Речь идет об одном из самых первых автомобильных кранов К-51, который верой и правдой трудился на стройках Иркутской области целых 30 лет. А потом вернулся на родину — в Иваново уже в качестве памятника.

Кто не знает название автомобильного крана «Ивановец»! На них держались все
стройки в советское время, да и сейчас они неплохо котируются. Ивановский
автокрановый завод был основан в 1954 году, именно тогда был изготовлен первый
автомобильный кран К-51 грузоподъемностью 5 тонн на шасси МАЗ-200. И вот
несколько лет назад руководство предприятия и совет ветеранов решили создать
музей, да вот беда: не удалось найти главный экспонат — тот самый первый кран
К-51. Все давно ушло в металлолом. Так обычно бывает: что имеем, не храним,
потерявши — плачем. Искали ивановцы ценный экземпляр по всей стране. И нашли! В
далекой Сибири, на берегах Ангары.

Уникальный во всех смыслах экспонат стоял на территории строительного треста
на постаменте в качестве памятника. Как оказалось, он сохранился в отличном
состоянии и даже был на ходу. Автокрановцы обратились через свое
представительство с просьбой — передать им кран-«первенец» на вечное хранение. И
сибиряки отдали. Кран торжественно встретили в Иваново и водрузили на постамент
перед заводской проходной. Там он теперь и стоит в качестве символа завода.
Перед ним табличка, на которой сказано, что кран работал в Иркутске в течение 30
лет без капитального ремонта. У крана, как и у человека, есть паспорт: «К-51 (№
772) изготовлен 30 июня 1958 года». Это была первая модель, выпуск которой
удалось поставить на поток.

Но кран, какой бы он ни был раритетный и уникальный, — это всего лишь машина.
Главный герой — человек, благодаря которому кран сохранился. И эта история не
менее удивительная. Все тридцать лет краном бессменно управлял Иван Дмитриевич
Гоцкин.

Иван Дмитриевич был человек особенный, сейчас таких больше не делают. Родился
в 1917 году в Воронежской губернии, с юных лет пристрастился к технике, окончил
курсы ОСОАВИАХИМа. Служил в армии, а когда началась война, ушел на фронт и все
четыре года крутил баранку. В 1945-м часть, в которой служил Гоцкин, отправили
на Восток. Но только военные добрались до Иркутска, как пришло сообщение о
капитуляции японцев. Конец войне. Победа! Так Иван Дмитриевич оказался в Сибири
и решил здесь остаться. Устроился на работу, женился. Работы было много, Иркутск
в те годы был почти на две четверти деревянным. Началось бурное строительство.
Вот тогда-то и произошла знаменательная встреча Ивана Гоцкина с автокраном К-51.
Как только он увидел машину, сразу полюбил и дал себе слово, что не бросит его
никогда, пока сам будет работать. И слово свое сдержал. Кран, словно живое
существо, за все 30 лет ни разу его не подвел. По человеческим меркам К-51
заработал себе три пенсии. Николай Иванович Гоцкин, сын Ивана Дмитриевича,
показал мне список объектов, на которых трудились отец и его кран. Здесь и
Иркутск, и Залари, и Черемхово, и Шелехов. Кран и его хозяин везде были
нарасхват. Гоцкина вызывали на самые сложные объекты, зная, что он и его кран
могут все: прокладывать железнодорожные и трамвайные пути, строить дома, мосты,
копать котлованы, долбить грунт, забивать сваи. Обычный кран в руках
изобретательного машиниста стал воистину универсальным. Кстати, труд Ивана
Дмитриевича был по достоинству оценен государством. Он был награжден орденами
Ленина и Трудового Красного Знамени.

Ивану Дмитриевичу было уже за 70, когда он вышел на пенсию. Кран тоже
подлежал списанию. Видимо, просто потому, что кроме Гоцкина на нем никто
работать не мог. Да и ресурс свой К-51 выработал ровно три раза. Начальник
технадзора написал в паспорте машины резолюцию: «Кран отработал более
трехразового срока. Эксплуатацию запрещаю. Предлагаю сдать в металлолом».
Естественно, такого безобразия Иван Дмитриевич допустить не мог, он от руки
переписал все 800 объектов, на которых трудился кран (тот самый список!), и
вручил начальству со словами: «Решайте, что делать. Разрезать на лом или
поставить на постамент». Конечно, после этого ни у кого из начальников рука не
могла подняться, чтобы подписать приказ об утилизации. Машину, которая построила
пол-Иркутска, удалось сохранить.

В этом году в Иваново отмечали 55-летие легендарного крана, на юбилее в
качестве почетного гостя побывал сын Ивана Гоцкина — Николай. — Встретили меня
очень хорошо. Я как увидел кран, так сердце защемило. Ведь я его помню с самого
детства, каждый винтик, каждую щербинку. Меня от него еле оттащили.

В Иваново кран К-51 является одной из главных достопримечательностей города:
к нему водят туристов, возле него фотографируются семьями. Это гордость города
невест. И нам в Сибири тоже есть чем гордиться, ведь это и наша история, и наша
слава.

Главный по кранам

Строительство завода автомобильных кранов в Ивановской области началось в
1950 году по постановлению Совета Министров СССР. Датой образования считается
осень 1954 года, когда был изготовлен первый автомобильный кран К-51
грузоподъемностью 5 тонн с механическим приводом на шасси МАЗ-200. С 1960 года
предприятие начинает выпуск техники под заказ Минобороны СССР. И в 1962 году был
выпущен кран модели 8Т-210 грузоподъемностью уже 6,3 т на шасси «Урал-375». В
1968 году завод наладил серийное производство автомобильных кранов КС-3562А
грузоподъемностью 10 т с гидравлическим приводом механизмов и гибкой подвеской
стрелы на шасси МАЗ-500. В это же время завод становится главным предприятием
страны по выпуску автомобильных кранов.

ЕЛИЗАВЕТА СТАРШИНИНА href="mailto:start@pressa.irk.ru">start@pressa.irk.ru Фото из
архива героя публикации

Метки:
baikalpress_id:  18 436