Слишком дорого

Антимонопольная служба возбудила дело по факту ценового сговора авиакомпаний

Задумывались ли вы, почему авиабилеты Иркутск — Москва — Иркутск такие дорогие? Наверное, задумывались, но, скорее всего, принимали этот факт как данность. Однако нашлись люди, как принято говорить — с активной жизненной позицией, которые усмотрели в этом явную несправедливость. Благодаря этим гражданам региональная антимонопольная служба возбудила дело по факту ценового сговора четырех крупных авиакомпаний, обслуживающих направление Иркутск — Москва — Иркутск.

Иркутяне ликуют: наконец-то антимонопольная служба обратила внимание на явную
диспропорцию цен. Однако без конкретных людей дело не сдвинулось бы с мертвой
точки: УФАС работает только по заявлениям граждан. «Пятнице» удалось разыскать
одного из них, это Василий Яшкинас, наш земляк, который несколько лет назад
перебрался в столицу. В Иркутск он летает постоянно — здесь живут его родные и
близкие. Естественно он постоянно анализирует динамику цен всех четырех
компаний:

ОАО «Аэрофлот», ОАО «ЮТэйр», ОАО «Сибирь» и ОАО «Уральские авиалинии». По его
словам, с 2009 года цена билета Москва — Иркутск составляла от 3000 до 12 000 в
один конец, однако с июня 2012 года стало происходить нечто странное. Все
авиакомпании держат цены на максимальном уровне, как зимой, так и летом. Хотя
при такой конкуренции цены должны были быть ниже. На отсутствие спроса
авиакомпании тоже пожаловаться не могут: в день летает 5—6 рейсов.

— В итоге я сделал неприятное открытие: Иркутск стал «нерукопожатым» среди
авиаперевозчиков. Цена авиабилета Москва — Иркутск — Москва как подскочила летом
2012 года до 21—22 тыс., так и зависла на этом уровне, хотя, когда я подал
заявление в ФАС, был уже ноябрь. Красноярск еще в сентябре прошлого года так же
стоил, но затем цена снизилась до 9000, а Улан-Удэ — до 15 000! Странно, что
сами иркутяне не бьют по этому поводу тревогу.

По словам Василия Яшкинаса, несколько лет назад такая же ситуация была в
Чите. Читинцы поездом добирались до Иркутска, а дальше летели самолетом в
Москву. А теперь уже и сами иркутяне учатся летать окольными тропами.

— Вот в сентябре планирую лететь из Москвы до Красноярска, — делится своими
ноу-хау Василий Яшкинас, — оттуда поездом поеду в Иркутск. Экономия — 12 тысяч
рублей!

Василий знает, что говорит: в прошлом и нынешнем году он имел возможность
летать самолетами разных авиакомпаний. По его словам, иркутяне даже не
представляют масштабы происходящего. Для сравнения он привел такой пример: — Мой
перелет по маршруту Москва — Хельсинки — Бангкок — Хельсинки — Москва стоил
столько же, сколько Москва — Иркутск — Москва!

Это действительно потрясает воображение. Впрочем, любой желающий может сам
сравнить цены авиакомпаний. Допустим на сентябрь стоимость перелета Москва —
Иркутск — Москва обойдется вам в 24 000 руб., а Москва — Красноярск — Москва на
12 тысяч меньше. Разница — 50%, хотя это всего лишь 20-процентное увеличение
маршрута. Немыслимо!

Василий Иванович еще осенью написал письмо в региональное управление
федеральной антимонопольной службы с просьбой провести проверку. В феврале стало
известно, что в УФАС заявление приняли к рассмотрению. А неделю назад в
антимонопольном ведомстве сообщили о возбуждении дела о ценовом сговоре. Вот
официальный комментарий Иркутского управления ФАС: «Тщательный анализ
экономических фактов и данных, полученных в ходе проверки, подтвердил, что во
втором полугодии 2012-го и в начале 2013 года четыре крупных авиаперевозчика —
ОАО «Аэрофлот», ОАО «ЮТэйр», ОАО «Сибирь» и ОАО «Уральские авиалинии» —
демонстрировали модель группового поведения. Это выразилось в негласно
скоординированной ценовой политике именно на направлении Иркутск — Москва.
Тарифы на пассажирские перелеты данного направления придерживались в едином
ценовом диапазоне, что не было обусловлено объективными обстоятельствами, в
разной степени влияющими на экономическую деятельность этих компаний. Все четыре
авиакомпании установили максимальные цены за билеты в столицу именно в Иркутске
(билеты этих же перевозчиков из Читы, Красноярска или Улан-Удэ стоили
значительно дешевле). Ход этого дела по признакам нарушения конкурентного права
будет носить публичный характер».

Тем не менее ликовать и петь победные гимны пока рано. В России еще не было
случая, чтобы подобное разбирательство привело к выявлению факта сговора.
Например, два года назад УФАС Амурской области по поручению правительства
области УФАС начало проверку обоснованности формирования цен на авиабилеты по
маршруту Благовещенск — Москва авиакомпаниями «Владивосток Авиа», «Авиакомпания
«Якутия» и «Трансаэро». Стоимость перелета из Благовещенска до Москвы в один
конец практически равна стоимости перелета до столицы из Хабаровска и обратно. В
итоге факт сговора не подтвердился, так как авиакомпании предоставили данные,
согласно которым разница в тарифах между Благовещенском и Хабаровском отчасти
объясняется тем, что пассажиропоток в аэропорту Хабаровска почти в 9 раз
превышает пассажиропоток в Благовещенске.

Посмотрим, чем ответят авиакомпании на этот раз. Кстати «Пятница» уже
направила запрос в Аэрофлот, такие же запросы будут направлены в ОАО «ЮТэйр»,
ОАО «Сибирь» и ОАО «Уральские авиалинии».

Из заявления Василия Яшкинаса в УФАС

«Цены на авиабилеты по маршруту Москва — Иркутск — Москва не снижаются ни у
одной летающей туда компании, несмотря на то, что летний сезон уже давно
закончился. Традиционная летняя цена размером от 21 000 рублей в этом году по
окончании горячего сезона не снизилась, и даже билеты на все месяцы до лета 2013
года продаются именно по этой цене и доходят до 40 000. В последние годы, как
правило с сентября, эта цена падала до 10 000 руб., иногда даже до 3000 рублей,
пока не наступал следующий летний сезон. Что происходит в этом году, сказать
трудно. Но билеты по маршруту Москва — Красноярск — Москва, которые в августе
(2012 г.) стоили так же, как и до Иркутска, теперь стоят 10 000 рублей. Долететь
до Улан-Удэ и Читы, которые находятся дальше Иркутска на восток на 500—1000 км,
стоит так же, а то и дешевле. Из Москвы в Иркутск летают следующие компании:
Аэрофлот, S7, UTAIR, «Россия», «Уральские авиалинии». И все эти компании держат
цены на одном уровне».

ЕЛИЗАВЕТА СТАРШИНИНА, href="mailto:start@pressa.irk.ru">start@pressa.irk.ru Фото из
архива ВАСИЛИЯ ЯШКИНАСА

Метки:
baikalpress_id:  32 191
Загрузка...