Форменный порядок

С 1 сентября Правительство РФ обещает ввести во всех школах обязательную форму

«Школьная форма в стране должна быть», — сказал президент России Владимир Путин. И решение это почти принято на федеральном уровне — депутатам осталось законодательно закрепить инициативу главы государства. А далее — на муниципальном уровне разработать форму и привыкать к тому, от чего 13 лет назад отказались в пользу свободной одежды для школьников. Кстати, из опрошенных «Пятницей» родителей-иркутян ни один не высказался против формы. Аргументы за — экономия и дисциплина, а также возможность хотя бы зрительно уменьшить социальные и имущественные различия между учащимися.

Иркутянка Людмила Солдатова новость про введение школьной формы приняла, как
и подавляющее большинство родителей — положительно. Хотя в школе, где ее дочь
Светлана оканчивает первый класс, им еще не говорили о новшестве. Здесь ученики
младших классов и так ходят в форме. Ее придумали и решили ввести сами родители
— чтобы приучать детей к дисциплине и заложить в них утраченное со временем
понятие «ценить людей не по одежде, а по уму».

— У нас девочки с первого по третий класс ходят в сарафанчиках в розовую,
желтую или красную клетку, — рассказала Людмила. — Родители закупали их в
«Детском мире». Хотя все не так строго, как у нас в свое время было. Есть,
например, дети, которые одеваются обычно, но их совсем мало. В старших классах
ученики одеваются на свое усмотрение. Когда я училась, помню, до третьего класса
мы носили коричневые платья, черные фартуки на повседневку и белые — на
праздник, пришивали воротнички и манжеты. Зато когда отменили форму, мы
одевались кто во что горазд — чтобы ярче, дороже, интереснее других выглядеть.

Школьную форму отменили в 90-е годы. Но лет через 10 люди поняли, что глоток
демократии в виде свободной формы одежды привел к «гипервентиляции легких» в
виде свитеров и джинсов, коротких топиков и мини-юбок. Поэтому отдельные школы
ввели в свой устав требования к деловому стилю в одежде. И родители, и учителя
сошлись во мнении, что школьная форма должна быть ноская, неброская, строгая.
Как, например, в гимназии № 3 Иркутска. В этой гимназии 47 классов, в которых
учится 1300 учеников. Обязательный деловой стиль в одежде был прописан в уставе
учебного заведения с 2000 года. Он предполагал белые блузки, черные брюки и
юбки, строгие пиджаки, собранные волосы и аккуратные стрижки. Долгое время
гимназисты выглядели экзотически на фоне «бесформенной» молодежи. Но со временем
руководители всех иркутских школ в той или иной мере пришли к пониманию
дресс-кода и стали дисциплинировать своих воспитанников. Тогда-то и родилась у
директора гимназии Андрея Трошина мысль ввести единую школьную форму.

— Мы оказались первыми потому, что наши воспитанники были морально и
физически подготовлены к этому, — рассказал Андрей Сергеевич. — Если раньше наши
гимназисты, появляясь на общегородских мероприятиях, явно отличались строгостью
одежды — белые воротнички, лаконичные линии, то со временем этого стало
недостаточно, потому что уровень требований к школьникам в целом вырос, все
стали одеваться по-деловому. И чтобы наши гимназисты не сливались с другими
учениками, решено было ввести свою форму. Раз у нас по одежке встречают, то
нужно выглядеть хорошо, опрятно, стильно. Мое убеждение: ребенок в стильной
школьной форме более индивидуален, нежели в обычной одежде, потому что акцент
смещается с внешности на его внутренний мир и уровень развития.

Желание директора совпало с желанием учеников: они по внутренней школьной
почте отправили анонимное письмо с просьбой ввести такую же форму, как у героев
популярного в то время сериала «Закрытая школа». Поэтому и решено было
остановиться на темно-синих кардиганах с шевронами — логотипом школы. А со
следующего года будет введен еще и жилет.

— Всех ли родителей устроила цена формы?

— Многие признали, что это даже экономнее, чем покупать костюмы, — отвечает
директор гимназии. — Например, один кардиган стоит 1150 рублей, а костюм в
среднем 2,5 тысячи. Когда мы шли на этот эксперимент, у нас была установка,
чтобы он не ударил по карману родителей. Теперь мы даже можем говорить о том,
что сэкономили их деньги — им не нужно покупать пиджаки и сарафаны.

Первую партию кардиганов гимназия заказала Самарской швейной фабрике. Однако
качество изделий подвело, и во время учебного года родители стали искать новую
фабрику. Экспериментальным путем выбрали московскую фирму. Местного
производителя поддержать не получилось: во-первых, трикотажные кардиганы в
Иркутске до недавнего времени не выпускали, во-вторых, наши фирмы почему-то
боятся таких крупных заказов. Почему — нам объяснил специалист коммерческого
отдела швейной компании «Вид» Андрей Терешков.

— Беда в том, что о введении школьной формы объявили, а механизм не
разработали. У нас на фабрике плановое хозяйство, заказы расписаны на год
вперед. Чтобы успеть отшить заказ по школьной форме к этому сентябрю, мы должны
были получить его год назад. Кроме того, мы заинтересованы в заказах 2—3 тысяч
единиц на одну модель. Поэтому шить форму для отдельной школы нам невыгодно,
учитывая, что младшие, средние и старшие классы хотят одеваться по-разному.

Выйти из положения можно, обратившись в ателье. Однако нужно помнить, что
одежда школьников должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим нормам:
ткань верха может быть поливискозная, а подклад — визкоза, белье должно быть
хлопковое.

Основная причина, почему некоторые родители не хотят возвращения школьной
формы, — униформированность, или, проще говоря, уравниловка. Они боятся, что
дети будут выглядеть серой массой. Ученица 6 «Б» класса гимназии № 3 Иркутска
Анастасия Пухляк провела свое собственное исследование и узнала мнение
школьников.

— Я заинтересовалась этой темой, когда была на награждении участников 12-х
региональных соревнований «Шаг в будущее», — рассказала Настя. — Дети из разных
школ выглядели совершенно по-разному: кто-то был одет строго по-деловому, а на
ком-то были и футболки с джинсами. Меня заинтересовал вопрос: почему у нас нет
единой школьной формы?

Исследовать вопрос Настя решила на примере шести школ Иркутска II, опросила
учителей и родителей, взяла интервью у директоров, провела анкетирование у
учеников. В ее анкете было только три вопроса. На первый: «Хотели бы вы иметь
единую школьную форму?» — подавляющее большинство ответило согласием. «Какой
должна быть форма, чтобы ее хотелось носить?» — ученики называли элементы
одежды, цвет, фасон и качественные характеристики. Третий вопрос сопровождался
иллюстрациями — нужно было выбрать понравившуюся форму других стран. Лидером
оказались японские школьники — их форма признана стильной, модной, удобной и
качественной.

Как было?

В СССР школьная форма менялась несколько раз. Дольше всего просуществовало
классическое коричневое платье с черным (повседневным) или белым (для
торжественных мероприятий) фартуком, завязывавшимся сзади на бант, — для девочек
и брюки с курткой из полушерстяной ткани синего цвета — для мальчиков. Платья
были скромно украшены кружевными воротничками и манжетами. В дополнение к этому
девочки могли носить черные или коричневые (повседневные) или белые (парадные)
банты. Банты других цветов по правилам не допускались. Покрой курток мальчиков
напоминал классические джинсовые. На боковой части рукава была нашита эмблема из
мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем.
Обязательным дополнением к школьной форме в зависимости от возраста ученика были
октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или
комсомольский (в старших классах) значки. Пионеры должны были также обязательно
носить галстук.

За и против

Преимущества

* Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую
для занятий.

* Форма дисциплинирует человека, позволяет избежать соревновательности
между детьми в одежде. Ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде.

* Нет проблемы «в чем пойти в школу», у детей возникает позитивный
настрой, спокойное состояние активизирует желание учиться.

* Школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом
определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к
этой школе.

* Если одежда придется ребенку по вкусу, он будет испытывать гордость за
свой внешний вид.

* Школьная форма экономит деньги родителей.

Недостатки

* Нежелание детей ее носить.

* Потеря индивидуальности.

* Повышение финансовых расходов на обучение ребенка.

* Затраты времени и сил родителей в связи с приобретением формы.

* Низкое качество материалов и пошива.

Как будет?

Министерство образования рекомендует школам закрепить в уставах три вида
одежды: повседневную, парадную и спортивную. Парадная одежда для мальчиков
состоит из повседневной, дополненной светлой сорочкой или праздничным
аксессуаром. Для девочек — из повседневной школьной одежды, дополненной светлой
блузкой или праздничным аксессуаром. Со спортивной формой все понятно — она
используется на физкультуре и никаких изменений не претерпевает. Никаких жестких
требований к цвету и комплекту нет — внешний вид и одежда школьников должны
соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и носить светский
характер. Вид формы будет определяться советом школы или родительским комитетом.
А вот цена должна оставаться доступной для среднего достатка, а также учитывать
платежеспособность малообеспеченных и многодетных семей. В Приангарье требования
к школьной форме должны быть утверждены к концу мая. Об этом официально заявил
заместитель министра образования Иркутской области Борис Михайлов.

Форма от кутюрье

Свою коллекцию школьной формы известный российский модельер Вячеслав Зайцев
обещал представить к лету нынешнего года. «Это не школьная форма, а линия
детской одежды офисного плана. Линия носит рекомендательный характер», —
подчеркнули в доме моды Зайцева. Планируется, что форма поступит в продажу уже к
началу нового учебного года.

Метки:
baikalpress_id:  32 128