Музыка и слово

В Иркутске прошли концерты поэзии Серебряного века и песен Вертинского в исполнении Анны Климашевской и «Декаданс-Квартета»

Концертная серия «Весенний Вертинский» наполнила Иркутск мелодиями прошлого столетия. Атмосферу литературного салона эпохи Серебряного века создали на площадках города Анна Климашевская и ансамбль акустических инструментов «Декаданс»: в апреле и мае артисты показали премьеру необычной программы с песнями Вертинского и стихами поэтов второй половины XIX века.

— Переплетение двух жанров: поэтического и музыкального — находка для
концерта. Стихи Блока, Ахматовой, Мандельштама, Цветаевой, Волошина и Северянина
как бы продолжают темы, поднятые в песнях Вертинского, и наоборот. Это как
непрерывный рассказ, — говорит Анна Климашевская. — Мы приурочили концерты к дню
рождения и дню смерти Вертинского — он родился и умер весной. Кроме того, весна
— символичное время года, пора возрождения. Надеюсь, интерес к творчеству
неординарного артиста Вертинского будет набирать обороты. Его песни вне времени,
прошел век с тех пор, как он начинал выступать, но его по-прежнему интересно
слушать, будто и не было этих 100 лет. Вообще, есть некое соприкосновение XX и
XXI веков: настроение витает то же, что и тогда, до революции, чувствуется
какой-то надлом, беспокойство в воздухе. Просто люди занимаются каждый своим
делом, нет времени останавливаться и замечать это...

Тем не менее на концерты Климашевской наши земляки из Иркутска, Байкальска и
Слюдянки, где проходили выступления, нашли время. Смешанный,
поэтически-музыкально-театральный жанр не предназначен для широкой публики, но
своего зрителя всегда найдет. В романсах Вертинского каждый может найти что-то
про себя, о себе.

— Вертинский мне был интересен всегда, потому что у него очень красивая и
глубокая поэзия, многие вещи можно прочесть между строк. Но его романсы я долгое
время петь не решалась, потому что у него своеобразная манера исполнения, как у
Высоцкого, перепевать их — неблагодарное занятие. Года 3 назад подумала, что
интерпретацию песен не стоит делать аналогичной с оригиналом, а внести что-то
свое, сделать понятнее современному зрителю. С романсами я выступала в Европе, а
в прошлом году в усадьбе Сукачева состоялся первый концерт песен Вертинского в
Иркутске. Тогда аккомпанировала только гитара, в новой программе мы решили
использовать больше музыкальных инструментов, — рассказывает Анна. — Я бы
хотела, чтобы как можно больше людей смогли услышать песни Вертинского, но для
этого нужна материальная поддержка, чтобы гастролировать по городам.

Один на все времена

Александр Николаевич Вертинский — выдающийся русский эстрадный артист,
киноактер, композитор, поэт и певец, кумир эстрады первой половине XX века.
Исполняя песни как на собственные стихи, так и на стихи поэтов Серебряного века,
Вертинский выработал собственный стиль выступления, важным элементом которого
стал певучий речитатив с характерным грассированием; стиль этот позволял стихам
«оставаться именно стихами на оттеняющем фоне мелодии». Вертинский и его
искусство, как отмечали критики, «представляли феномен почти гипнотического
воздействия не только на обывательскую, но и на взыскательную элитарную
аудиторию. «Маленький креольчик», «Ваши пальцы пахнут ладаном», «Лиловый негр»,
«Сероглазочка», «Минуточка», «Я сегодня смеюсь над собой», «За кулисами»,
«Панихида хрустальная», «Дым без огня», «Безноженка», «Бал Господень», «Пес
Дуглас», «О шести зеркалах», Jamais, «Я маленькая балерина» — популярные песни
из раннего творчества Вертинского.

Метки:
baikalpress_id:  32 120