Штраф вместо шашечек

Как активисты из Союза автомобилистов Сибири вместе с ГИБДД вычисляют нелегальных таксистов

С 13 апреля начал действовать новый закон, согласно которому перевозчик должен обеспечить техническое обслуживание и ремонт легковых такси, проводить технический контроль машины перед выездом на линию, кроме того, сам водитель обязан пройти медицинский осмотр перед рейсом. Ну и, естественно, иметь в салоне таксометр, то есть счетчик. По мнению законодателей, эти меры позволят вытеснить нелегалов с рынка таксомоторных перевозок. Как положения закона выполняются на практике, журналист «Пятницы» смогла убедиться в ходе очередного рейда по выявлению нелегалов. В рейде принимали участие активисты Союза автомобилистов Сибири и представители ГИБДД Иркутска.

Выглядело это вполне детективно: представитель союза делал «контрольную
закупку», то есть вызывал такси по телефону. Когда машина приезжала на место
назначения, бомбилу уже ждал инспектор ГИБДД, протокол, штраф и прочие
неприятности. Ну а «пассажир» после очередного вызова менял сим-карту в
телефоне, потому что его номер сразу же блокировался диспетчером службы такси.

По словам председателя Союза автомобилистов Сибири Алексея Шабанова,
таксисты-нелегалы работают под прикрытием полуофициальных компаний, таких как
«Максим» и «Белка», которые не имеют в своем штате ни механиков, ни медиков. Тем
самым они совершают преступление, подвергая пассажиров опасности.

Впрочем, сами пассажиры, которых мне удалось опросить накануне рейда, к
инициативе по выявлению нелегалов отнеслись скептически. Многие говорили, что
жизнь, конечно, дорога, но в некоторые моменты гораздо важнее вовремя добраться
до места. Также пассажиры сетовали, что у легальных перевозчиков и цена поездки
выше, и время ожидания составляет час и более. Так уж получается, что легальные
такси работают неэффективно, а нелегальные — наоборот. И потом для многих — это
способ заработать хоть какие-то деньги. Все-таки малый бизнес.

Однако, по словам Алексея Шабанова, эти преимущества оборачиваются для
пассажира большими рисками.

— Что вам дороже, — риторически спрашивает председатель союза, — лишний час
ожидания или жизнь? Нелегальное такси — это большой риск. В прошлом году была
ситуация, когда в Ново-Ленино нелегальный таксомотор попал в аварию — погибла
пассажирка, молодая девушка. Законопослушные перевозчики проверяют своих
водителей, и автопарк у них под контролем. В одной компании машина, прежде чем
выйти на линию, даже фотографируется с двух сторон, чтобы зафиксировать, что она
чистая и не имеет повреждений.

— Что ждет нелегальных таксистов, которые будут выявлены в ходе рейда?

— Штраф в пределах трех тысяч. Если просрочен техосмотр, это еще 800 рублей
штрафа со снятием номеров. Я думаю, что после этого многие пожелают перейти в
легальную службу такси и работать официально.

— А для их нанимателей чем это грозит?

— Для фирмы, если она работает в Иркутске, это тоже штраф, но, допустим,
«Максим» находится в Кургане и работает у нас через подставные компании, и до
них добраться нелегко. Мы планируем в ходе этих рейдов набрать достаточную
доказательную базу и передать материалы в прокуратуру и управление экономической
безопасности.

— Понимаю важность, но, честно говоря, меня не оставляет скепсис. В Москве
тоже взялись за таксистов, но результаты пока нулевые.

— У нас два варианта: либо смириться, либо что-то делать. Мы — делаем. Эти
рейды целиком общественная инициатива. В ГИБДД нам пошли навстречу, и мы им
очень благодарны.

Пассажиру все равно

Инициатива общественников, несомненно, заслуживает уважения, однако возникает
вопрос: пассажиры ведь не знают, какая служба такси работает официально, а какая
нет. Почти у всех есть шашечки — пойди тут разберись. Человеку необходимо
куда-то ехать, он звонит по первому телефону, который увидел в газете или в
Сети. Получается, что пассажиры, сами того не ведая, создают спрос на услуги
подпольных компаний.

Загрузка...