Иисус без страсти

Питерский театр показал в Иркутске свою версию легендарной рок-оперы

На этой неделе в Иркутске впервые выступал Санкт-петербургский театр «Рок-опера». В афише несколько известных названий, в том числе хит всех времен «Иисус Христос — суперзвезда». Некоторые СМИ именно эту версию называют одной из лучших в стране. Однако обозреватель «Пятницы», побывавшая на спектакле, считает, что наша «родная» постановка Натальи Печерской в музыкальном театре нисколько не хуже питерской, а может быть, даже лучше.

«Джизус Крайст — суперстар»! В годы моей юности это название было условным
кодом осведомленности и продвинутости среди меломанов. Виниловый двойной диск с
записью оперы можно было купить на «толчке» за 60 рублей, что составляло
половину месячной зарплаты. Из уст в уста ходили пересказы содержания культового
фильма Нормана Джуисона, который был снят по мотивам рок-оперы: «Представляете,
там действие происходит в Израиле, Иуда — черный, а вместо легионеров танки со
звездой Давида!» Надо ли говорить, что официальные советские критики буквально
исходились злобой; как только они не клеймили рок-оперу, ее авторов, фильм.
Сейчас только вспомнить и посмеяться. Но тогда было не до смеха.

В конце 80-х табу были сняты. Появились видеосалоны, и многие смогли наконец
посмотреть тот самый фильм «с израильскими танками». Откровенно говоря, я была
немного разочарована, наверное, так всегда бывает, когда что-то недоступное
вдруг становится доступным. Потом появилась русская версия рок-оперы, ее начали
ставить в разных театрах, в том числе и в Иркутске. И ничего страшного не
случилось: небо не упало на землю. Действительно великолепная музыка, одно из
лучших произведений жанра. Легенда...

Теперь собственно о спектакле питерского театра «Рок-опера». Сразу должна
отметить уникальность ситуации. Дело в том, что в Иркутске «Иисус Христос» в
постановке Натальи Печерской идет уже много лет и с огромным успехом. Спектакль
действительно является большой удачей театра, в Сети его называют одной из
лучших российских версий и даже шедевром. Поэтому иркутским зрителям было с чем
сравнивать питерского «Иисуса». Собственно в этом и состояла главная интрига
гастролей: посмотреть и сравнить. И самое первое впечатление: наши — не хуже, а
во многом и лучше.

Питерская версия оказалась очень близка к каноническому альбому, записанному
в 1970 году: и по звучанию, и по стилю. Исполнители пели под оркестровую
фонограмму, однако к голосам претензий нет. Сценография скупая и лаконичная.
Никаких декораций, только дымовые эффекты и свет. К достоинствам постановки
отнесу профессионализм, основательность и бережное отношение к первоисточнику;
как выяснилось, питерский спектакль с самого начала выпускался под
покровительством православной церкви, и многие фразы в нем взяты из Евангелия
почти дословно. Есть и актерские удачи, в числе которых следует прежде всего
назвать Вячеслава Ногина в роли Иуды. Что касается музыкальной составляющей —
мне она показалась слишком традиционной, идущей в фарватере стилистики 70-х
годов. В Иркутском музыкальном театре оркестровка и современнее, и динамичнее:
живой оркестр, а кроме того, в действии принимают участие рок-музыканты. Вот
этого рокового звучания мне сильно не хватало в питерской версии.

Двойственные чувства остались от трактовки образа главного героя. Нет, я,
конечно, понимаю, что Владимир Дяденистов — замечательный исполнитель и
заслуженный артист России. Он выступает в роли Иисуса уже много-много лет,
точнее, 23 года. Но!!! При всем уважении: актер уже давно перешагнул возраст
Христа (Владимир Дяденистов родился в 1955 году), и временами это чувствуется
очень сильно.

И вообще, питерская постановка мне показалась законсервированной во времени.
Такое впечатление, что как ее поставили в 1990 году — так она и идет в
неизменном виде. Но мир-то вокруг изменился! Даже фильм Нормана Джуисона сегодня
смотрится архаично. Те проблемы, которые волновали его создателей тогда, сегодня
уже почти не считываются. Театр — это не мемориал. Каждая эпоха ставит перед ним
свои задачи. Хороший театр пытается осмыслить изменения, которые происходят в
сознании людей, и расставить акценты. Например, в 90-м году мы бы даже подумать
не могли, что спустя двадцать лет в России знаменитую рок-оперу, давно уже
ставшую классикой, обвинят в глумлении над христианской святыней, богохульстве,
кощунстве и богоборчестве. Да, да, во многих городах России местные религиозные
фанатики и разные хоругвеносцы требовали и до сих пор требуют запретить показ
оперы, устраивают молитвенные стояния, молебны, пишут открытые письма. На этом
зловещем фоне наш Иркутск остается островком свободомыслия, хотя многим, знаю,
это очень не нравится. И у нас в городе есть православные радикалы, которые
очень бы хотели запретить все, что только можно.

Но вернусь к главной теме: «Иисус Христос — суперзвезда» — вещь на все
времена, как любая другая классическая опера или мюзикл. И тем выше планка и
больше спрос с режиссера и исполнителей. Честно говоря, от питерского спектакля
хотелось большего: не того, что называется осовремениванием, когда классический
сюжет играют в современных декорациях и костюмах, а именно современного
прочтения. Не хватало динамики, эмоций, драйва.

Может быть, именно поэтому особого восторга у зрителей не было. И это мягко
сказано: я уж не буду цитировать отзывы из социальных сетей... В общем, реакция
публики была несопоставима с той, которая возникает во время спектакля
Иркутского музыкального театра. Кстати, «Иисус Христос» шел в ИГМТ буквально на
следующий день. Все билеты были раскуплены заранее.

Опера на все времена

«Иисус Христос — суперзвезда» — признанный шедевр мировой музыки. Автор —
Эндрю Ллойд Уэббер. Год создания — 1970-й. В каноническом альбоме Jesus Christ
Superstar заглавную партию исполнил вокалист группы Deep Purple Иэн Гиллан.
Успех оперы был феноменальным: миллионные тиражи дисков и первые места в топах.
Духовенство поначалу приняло мюзикл в штыки, но очень скоро Ватикан его
одобрил.

Метки:
baikalpress_id:  32 082