«Марсель Марсо ей что-то говорил...»

В Иркутске проходит выставка, посвященная легендарному французскому миму

Казалось бы: где Париж и где Иркутск? Где Марсель Марсо и где мы? Тем не менее 22 марта в музейной студии Иркутского областного краеведческого музея открылась выставка «Поэт тишины», посвященная 90-летнему юбилею легендарного французского мима Марселя Марсо. Выставка организована по инициативе основателя Иркутского театра пантомимы Валерия Шевченко при поддержке министерства культуры и архивов Иркутской области.

Наверняка все помнят слова известной песни Высоцкого: «А что ей до меня, она
была в Париже, и сам Марсель Марсо ей что-то говорил...» Чувствуете уровень? Сам
Марсель Марсо! Сам! Да, было время, когда Марсель Марсо в нашей стране был
знаменит так же, как сейчас, допустим, Леди Гага.

Для поколения шестидесятников Марсель Марсо — фигура культовая. После
сталинской диктатуры, загнавшей культуру в жесткие партийные рамки, наступила
хрущевская оттепель. Чуть-чуть приоткрылся железный занавес, и в СССР стали
приезжать западные звезды: Ив Монтан, Симона Синьоре, Жерар Филипп, Джина
Лоллобриджида и, конечно, Марсель Марсо. Он выступал в Киеве, Ленинграде, Москве
при неизменных аншлагах. Его очень любили. Его влияние было огромным. Благодаря
Марселю Марсо в стране появились сотни студий пантомимы. Это было своеобразным
вызовом официозу. В общем, о значении творчества Марсо и его влиянии на культуру
можно говорить очень много. Многие наши артисты и клоуны вышли из его «Шинели»:
Леонид Енгибаров, Олег Попов, Вячеслав Полунин и наш земляк Валерий Шевченко.

Выставка в Иркутске — дань памяти замечательному человеку и артисту. На ней
можно увидеть фотографии мима, его рисунки и цитаты. Марсель Марсо мало говорил,
и если говорил, то о серьезных вещах. Как рассказывала в одном из интервью дочь
великого мима, его терзали экзистенциальные проблемы, вопросы добра и зла. Также
зрители могут посмотреть видеозаписи интервью со многими известным актерами и
режиссерами, где они рассказывают о вкладе Марсо в мировую культуру.

На открытие выставки в Иркутск из Санкт-Петербурга при- ехал директор
легендарного театра «Лицедеи» Борис Петрушанский. — Марсель Марсо — это артист
мирового уровня, — говорит он, — который овладел умами и телами советской
молодой актерской поросли во многих городах. Пантомима была самым дешевым и
доступным видом искусства. Достаточно было коврика, магнитофона и своего тела. И
более популярного в то время искусства, чем пантомима, я не знаю. Потом оно
переросло в искусство клоунады, возникло огромное количество коллективов. Это
душа театра, одно из самых выразительных искусств.

Валерий Шевченко, основатель театра пантомимы в Иркутске и фестиваля
«Мимолет», рассказал, что является большим поклонником творчества Марселя Марсо,
но так вышло, что увидеть артиста вживую ему так и не удалось. Только в 1991
году, будучи в Париже в гостях у Вячеслава Полунина, он посмотрел видеозаписи с
его номерами.

— Все делалось интуитивно. Огромное влияние на меня оказал Енгибаров. Потом
появились книги Ильи Рутберга для художественной самодеятельности, и мы по
книжкам учились делать волну, этюды разыгрывали, — вспоминает Валерий Шевченко.

Неизбежно возникает вопрос: в далеком сибирском городе Марселю Марсо
посвятили целую выставку, а почему на родине великого француза все тихо — ни
торжеств, ни выставок? Действительно, неужели там его забыли? Увы, нет пророка в
своем отечестве. Как пишут СМИ, после смерти Марселя Марсо в 1997 году все его
имущество, даже сценические костюмы, было продано с молотка в счет погашения
многочисленных долгов. Власти ничего не сделали для увековечивания его памяти.
Зато в России великого мима помнят и любят.

От танца к танцу

Марселя Марсо очень любили Чарли Чаплин, Марк Шагал и даже Майкл Джексон.
Известно, что на формирование его знаменитой «лунной походки» оказал влияние
танец Марсо «Против ветра». Майкл Джексон и Марсель Марсо встречались несколько
раз, очень тепло общались. А в 1995 году знаменитый мим даже участвовал в
постановке шоу Джексона — есть видеокадры, где они позируют, обнявшись на сцене.
Позже Марсо даст развернутое интервью, где расскажет о сотрудничестве с королем
поп-музыки.

«Мимолет» вернется?

Валерий Шевченко, основатель театра пантомимы в нашем городе, почти не
изменился с тех пор, как уехал из Иркутска в Москву. А ведь это произошло больше
11 лет назад. И отъезд его был вынужденным: отобрали помещение, труппа
распалась. Грустная история. Сейчас Валерий приехал в Иркутск не только ради
выставки. По его словам, выставка — это только часть большого проекта. Следующим
этапом должна стать летняя школа пантомимы на Байкале, и если все сложится, то
можно будет говорить о возвращении в Иркутск «Мимолета» — легендарного фестиваля
пантомимы.

О возвращении фестиваля на родную землю Валерий говорит серьезно. Уже
получено согласие на самом высоком уровне. Правда, парада мимов, скорее всего,
не будет, потому что в Иркутске уже проходит городской карнавал.

— Ничего, мы придумаем другое, — обещает он. У нас принято сожалеть о людях,
уехавших из Иркутска, а я считаю, что Шевченко должен был уехать, чтобы
развиваться, идти вперед. В Москве у него все хорошо. Он очень востребован:
преподает в Российской театральной академии, ставит спектакли, снимается в кино,
руководит детским театром «Домисолька».

— Любой театр или фестиваль рождается и умирает, — философски говорит
основатель «Мимолета», — по независящим от нас причинам. Если нет развития,
проект будет мертвым. И таких примеров много. Я уехал не по доброй воле, но все
к лучшему.

Да и времена изменились. Сейчас благодаря Интернету уже нет чувства
оторванности. Можно постоянно быть на связи, общаться. И даже обсуждать будущие
проекты.

ЕЛИЗАВЕТА СТАРШИНИНА, target=_blank>start@pressa.irk.ru Фото СЕРГЕЯ
ИГНАТЕНКО

Метки:
baikalpress_id:  32 064
Загрузка...