Совы — не то, чем кажутся

В Иркутске проходит уникальная выставка работ индейских художников

В Иркутском художественном музее открыта выставка графики современных художников США. И не просто художников, а этнических индейцев! В официальном анонсе, правда, об индейцах нет никаких упоминаний: «Сны осьминога. Современная графика коренных народов Америки». Причем тут осьминог и его сны, я так и не поняла, возможно, кураторам просто понравилась фраза из стихотворения индейского художника Скотта Момадея: «Интересно, ночью в морской глубине видит ли сны осьминог обо мне?»

Сначала о грустном. Пошарив по просторам Интернета, я с глубоким прискорбием
выяснила, что в Иркутск привезли лишь четверть работ из оригинальной выставки,
состоявшейся в прошлом году в музее изобразительных искусств Екатеринбурга.
Согласитесь, 50 картин — это не 200, и в ходе ознакомления с экспозицией меня не
оставляла мысль о фрагментарности и недосказанности. Как будто из нее изъяли
что-то очень значимое. Более того, в Екатеринбурге была даже инсталляция из
камней и песка. Нам же досталось всего полсотни картин. Обидно.

Теперь собственно о выставке. Раньше считалось, что индейцы являются
потомками народов Сибири и Дальнего Востока. Но новейшие исследования говорят,
что предки индейцев могли прийти в Северную Америку по кромке льда во время
ледникового периода с юго-запада Европы. Ученые находят тому подтверждения на
генетическом уровне. В общем, одни загадки с этими индейцами. Выпадают они из
любых теорий и схем. Может быть, именно поэтому они такие особенные и ни на кого
не похожие.

Индейцы настолько колоритны, что им нет необходимости что-то доказывать в
плане художественного творчества. Каждый сам по себе объект искусства, особенно
если при полном параде: в перьях и боевой раскраске. Здесь надо заметить, что
индейцы очень далеко продвинулись в декоративном искусстве. Свою одежду они
украшали затейливой вышивкой, а предметы обихода — резьбой. Собственно живописи,
в строгом понимании, начали обучаться в начале прошлого века. За эти годы
выросло несколько индейских художников, среди которых есть и очень известные.

Индейские художники — настоящие индейцы, у них даже имена такие, как в кино:
Марти Два Быка, Эмми Белая Лошадь, Эдгар Стая Птиц, Джуан Быстрый Глаз. Это уже
само по себе прекрасно. В картинах их очень чувствуется близость к истокам,
природе. Много декоративности, орнаментальности, стилизации и фантастических
образов.

Вот, к примеру, серия ксилографий Маруин Бэгэй «Песня земли», на которых
изображены разные птицы. Для европейского художника птица — это просто птица:
живая или мертвая. Для индейца все гораздо глубже. В их мифологии птицы являются
представителями верхнего мира в концепции мирового устройства. Вспомните: «Совы
— не то, чем они кажутся». Поэтому если европейский зритель увидит просто орла
на фоне обоев, то индеец — плененную душу человека. Социальная тема также
присутствует. Некоторые работы очень напоминают политические плакаты, например
«Даешь хорошую работу» Эдгара Стая Птиц. Графика Марти Два Быка — в чистом виде
современное концептуальное искусство. Иначе как объяснить присутствие образа
Григория Распутина в окружении фрагментов насекомых в работе «Кредит под залог»?

К философским раздумьям располагает экспрессивная литография Ретт Линч «С
одной стороны пламя, с другой — любовь»; на ней изображен канатоходец на черном
фоне.

В официальном пресс-релизе к выставке много говорится о стремлении художников
донести до зрителей мысль о негативном влиянии на индейские сообщества сознания,
порожденного проблемой расовой сегрегации. Нет, конечно, я знаю о трагедии
индейского народа. Знаю, как жестоко сгоняли их бледнолицые с родной земли, о
геноциде, резервациях и прочих издержках цивилизации. Но обо всем этом
применительно к этим гордым людям думать не хочется, а хочется бесконечного
фестиваля Пау-Вау, с перьями, ирокезами, томагавками, вигвамами и, разумеется,
трубкой мира. Чтобы все было как в любимых фильмах и романах. И выставка «Сны
осьминога» эти представления оправдывает. Есть там и ирокезы, и мокасины, и
трубка мира. Приходите и наслаждайтесь, пока еще есть время!

Цена вопроса

Выставку графики индейских художников «Сны осьминога. Современная графика
коренных народов Америки» можно посмотреть в Иркутском художественном музее по
адресу: улица Ленина, 5. Стоимость билетов: школьный — 50 руб., взрослый — 100
руб.

ЕЛИЗАВЕТА СТАРШИНИНА target=_blank>start@pressa.irk.ru Фото автора и из социальных
сетей

Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments
Загрузка...
Загрузка...