Потребитель, защищайся!

Чувство обиды на весь мир из-за просроченного йогурта, который был куплен утром в магазине, или поднимающийся из глубины души благородный гнев на продавщицу, просто так нахамившую уже на выходе. Такое хотя бы раз, но было у каждого из покупателей. Эпоха рыночных отношений разделила нас на тех, кто покупает на свой страх и риск, и тех, кто продает (тоже на наш страх и риск). Вроде бы продавцы стали вежливее, товар качественнее, юристов и передач о народных судах и контрольных закупках — вообще не пересчитать. И все же нет-нет, да обсчитают на кассе, или сумма на ценнике не совпадет с той, что в чеке. 15 марта можно отринуть сомнения и страх и попробовать постоять за себя, ведь сегодня отмечается Всемирный день защиты прав потребителей.

Авторитет

Проблема — в незнании закона

О том, насколько закон «О защите прав потребителей» действенен и стали ли
ответственнее предприниматели, мы поговорили с Ниной Астраханцевой, начальником
отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Иркутской
области.

— Нина Константиновна, сталкивались ли вы с недобросовестным обслуживанием?

— Как и у других иркутян, мои права потребителя нарушались не раз. Но я знаю
закон и могу привести аргументы продавцу, доказывая свою правоту. Недавний
случай: в магазине посчитали 1,5 рубля за упаковку развесного товара. На мой
вопрос: «Почему стоимость упаковки заранее не включили в итоговую цену?»
продавец ответила, что упаковка покупается отдельно от товара и платить за нее
надо так же. Однако по правилам с покупателя не должны брать стоимость упаковки
за отпуск весового товара. В итоге я убедила продавца, деньги небольшие, но если
учесть, сколько покупателей в день проходит, то сколько среди них обманутых.

— Как вы считаете, в чем основная проблема несоблюдения закона «О защите прав
потребителей»?

— Незнание закона, причем не только самими потребителями, но и продавцами.
Из-за того что за прилавком стоят продавцы, не знающие элементарных требований
закона, людям приходится обращаться в контролирующие органы. Зачастую, если
руководитель предприятия или предприниматель грамотный, жалоба разрешается в
досудебном, добровольном порядке. Обидно бывает за иных владельцев магазинов:
сам предприниматель законопослушный, но нерадивые продавцы отказом в
рассмотрении жалоб, грубостью сводят все его старания на нет. Никто не говорит,
что все требования потребителя справедливые, но претензия покупателя должна быть
принята к рассмотрению.

— С чем чаще всего к вам обращаются недовольные потребители?

— За последние годы объем обращений с жалобами от жителей Иркутской области в
Роспотребнадзор вырос — информация о законе стала доступнее. В основном
потребители жалуются на продажу некачественной техники и товаров легкой
промышленности: мебели, обуви, одежды. Если говорить о продовольственных
товарах, то причины обращений, как правило, — продажа товаров ненадлежащего
качества и без лицензии, отсутствие информации о весе, цене за килограмм, дате
фасовки, отказ в отпуске кондитерских изделий и круп малым весом. Плюс к этому
грубость, обвес, обман — это все старая история. Есть рост обращений,
затрагивающих сферу предоставления медицинских услуг. За прошлый год число таких
жалоб выросло на 44%.

— Жалобы в итоге удовлетворяются, закон работает?

— На мой взгляд, закон «О защите прав потребителей» сегодня самый работающий.
По нему принято много положительных решений. Практика, сложившаяся у нас, в
Прибайкалье, говорит сама за себя: по результатам судебной защиты в целом за
2012 год вынесено судебных решений о возмещении убытков и морального вреда в
пользу потребителей на сумму более 5 миллионов рублей. За период действия закона
в него было внесено 17 изменений, все они продиктованы условиями современной
жизни. Но хотелось бы еще видеть изменение, связанное с несвоевременным
исполнением договорных условий, того или иного требования потребителя — сейчас
за это не предусмотрено административной ответственности.

А что думает народ?

Есть такой закон

Сегодня мы спросили у иркутян: «А вам приходилось защищать свои права как
потребителя?»

Тамара Павловна: — Обувь как-то приобрела некачественную. Я сразу пошла в
отдел по защите прав потребителей, написала заявление. После этого вызвали
владелицу бутика, и она без лишних разговоров обменяла мне обувь.

Лилия: — Нет, предпочитаю не связываться с продавцами — себе дороже будет.
Неприятные ситуации бывают редко, поэтому стараюсь скорее о них забыть. Есть,
конечно, закон, но на-сколько он действенен в магазине?

Ольга: — Закон «О защите прав потребителей» я читала, но мне не приходилось
использовать эти знания. По крайней мере я ни разу не замечала, что мои права
ущемляют в магазинах.

Александр: — Я как-то не акцентировал внимание на нарушениях моих прав в
магазинах. Они были, но не масштабные, видимо. Знаю, что есть закон «О защите
потребительских прав», но я его не читал.

Олег Викторович: — Никогда, не было случая. Я спокойно отношусь к тому, что
мне может попасться некачественный товар. Закон «О защите прав потребителей» не
знаю, надо бы его изучить на досуге.

Над темой недели работала ЕЛИЗАВЕТА КЛИНОВА, href="mailto:lizak@pressa.irk.ru" target=_blank
target=_blank>lizak@pressa.irk.ru. Фото СЕРГЕЯ ИГНАТЕНКО и
пресс-службы Управления Роспотребнадзора по Иркутской
области

Метки:
baikalpress_id:  17 859