Отопительный сезон: от проблем к задачам

Хотя отопительный сезон 2012—2013 года в самом разгаре, специалисты уже называют его весьма незаурядным. Однако основной темой для обсуждения этой зимы стали вовсе не испытания природы, а вещи вполне рукотворные — общедомовые приборы учета тепловой энергии, которые, согласно ФЗ № 261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности...», до 1 июля 2012 года должны были быть установлены во всех многоквартирных жилых домах, подпадающих под требование ФЗ. И если морозы уже отступают, то решение второго вопроса, набирает обороты.

Энергоресурс под расчет

«Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных,
определенных при помощи приборов учета, — цитирует выдержки из федерального
закона заместитель главного инженера ООО «Иркутскэнергосбыт» Андрей Ловцов. — До
1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах обязаны были
установить коллективные, то есть общедомовые приборы учета». Однако относительно
небольшое количество потребителей оказались столь законопослушны — по данным
Иркутской энергосбытовой компании, на конец 2012 года общедомовые приборы учета
тепловой энергии были установлены в 1094 домах Иркутской области, а это лишь
35,5% от подпадающего под данное законодательство жилье.

В этом же законе сказано, что после 1 июля 2012 года обязанность по установке
общедомовых приборов учета тепловой энергии переходит к ресурсоснабжающей
организации. При этом те, кто не исполнил свои обязательства до 1 июля 2012 года
самостоятельно, должны обеспечить допуск указанной организации к местам
установки приборов учета и оплатить расходы на установку приборов учета. Закон
предусматривает для собственников помещений рассрочку по платежам со сроком до 5
лет, если ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с
меньшим периодом рассрочки.

«Выполняя требования законодательства, Иркутскэнергосбыт на эти цели оформил
кредит в размере 350 миллионов рублей, — говорит Андрей Ловцов. — Работа уже
ведется, на сегодня установлены около 500 приборов учета, начата приемка
выполненных работ. А до 1 июля текущего года нам предстоит серьезно поработать и
оснастить еще порядка 1500 домов в Ангарске, Усолье-Сибирском, Черемхово,
Саянске, Братске, Железногороске, Усть-Илимске. Сегодня совместно с
муниципалитетами и управляющими компаниями прорабатываются наиболее оптимальные
варианты выполнения всего объема необходимых работ. Нам всем следует помнить,
что только полное взаимопонимание и слаженная работа помогут реализовать
требования закона».

По словам заместителя главного инженера ООО «Иркутскэнергосбыт», сегодня, к
сожалению, не всегда удается наладить конструктивный диалог с потенциальными
партнерами. «Возможно, требования закона о необходимости тотального учета
ресурсов кажутся слишком жесткими, — рассуждает Андрей Вячеславович. — Однако
установка общедомового прибора учета позволит не только подсчитывать реально
используемые энергоресурсы, но и анализировать эффективность их использования.
При этом, как показывает опыт, установка общедомого прибора выгодна
потребителям.

Качество — дело общее

Безусловно, тема качества поставляемых энергоресурсов из года в год остается
крайне актуальной. Не стала исключением и эта зима. «Стоит отметить, что большое
значение при прохождении зимних нагрузок имеет техническая готовность
индивидуальных тепловых пунктов (ИТП), — поясняет Ловцов. — Так, к примеру, в
2011/12 году 39% ИТП были готовы к несению зимних нагрузок, а 61% имели те или
иные нарушения. В 2012/13 году готовы 45%. Как видно из показателей, достаточно
большой процент тепловых пунктов не соответствует требованиям нормативных
документов и не обеспечивает качественного и безопасного снабжения потребителей
теплом и горячей водой».

В рамках ежегодной подготовки к отопительному сезону специалисты Иркутской
энергосбытовой компании проводят проверку тепловых пунктов потребителей сферы
ЖКХ, юридических лиц, в том числе финансируемых из бюджетов разных уровней.
Выявленные недостатки фиксируются в предписаниях и подлежат устранению еще до
начала отопительного сезона. «Тем не менее далеко не всегда наши рекомендации по
ликвидации нарушений выполняются в полном объеме, — констатирует Андрей
Вячеславович. — Это и снижает качество теплоснабжения, т. е. страдают в конечном
итоге сами потребители».

Кроме того, высоким остается и процент самовольно подключенных установок — в
этом году нарушения такого рода составили 55% (в прошлом году 61%). По
переданной информации, госорганами были приняты меры административного
характера, ряду потребителей были выписаны штрафы. «Работа по выявлению
нарушений и контролю за их устранением проходит непрерывно и в течение всего
отопительного сезона, — говорит Андрей Ловцов. — Специалисты компании согласно
принятому графику проводят обследования тепловых пунктов. Но не стоит забывать,
что ответственность за исправность и безопасную эксплуатацию индивидуальных
тепловых пунктов несут все же потребители.

Загрузка...