Непотребная реклама

Эксперты Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области обсудили мужика в кокошнике, медведей и толерантность

Жили мы 70 лет без рекламы и горя не знали. Теперь она нас подстерегает на каждом шагу: дома, в телевизоре, на улице, в транспорте, газетах и журналах. Ладно, если реклама просто раздражает, но не оскорбляет, не вызывает возмущения, не давит на психику. А если нет? Тогда на помощь гражданам придут эксперты, которые разберутся, что не так, и примут меры. На этой неделе состоялось очередное заседание экспертного совета по рекламе при управлении Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области. На этот раз тревогу экспертов и общественности вызвала сомнительная и даже непристойная реклама ночных клубов и прочих питейных заведений.

Для начала председатель совета Александр Кулиш отчитался о принятых мерах в отношении рекламной продукции, рассмотренной на прежнем заседании. Из его рассказа стало понятно, что совет работает не зря: в «стоп-лист» попали фирмы и компании, которые в своей рекламе использовали скабрезную игру слов, полуобнаженных мужчин и женщин и прочие непристойности. Также в разряд неприемлемых попал рекламный слоган «Мне надоело работать за гроши», МММ-2011 и пара рекламных постеров бара BAR АCOBAMA: «Крейзи пати у мулата на хате» и «Кора.ляцкая вечеринка». Вокруг этого бара вообще происходит немало странностей, как рассказал Александр Кулиш, расследование проводится, но установить ответственных за это безобразие не удается. Владелец заведения утверждает, что рекламодателем выступало физическое лицо. Позже выяснилось, что именно у этого физического лица украли документы в BAR АCOBAMA. Возбуждено уголовное дело.

Затем началось обсуждение свежих рекламных перлов. Первым номером шла афиша вечеринки Russian style ночного клуба Panorama. Ее представлял Анатолий Обухов, активист ячейки КПРФ микрорайона Юбилейного.

— Мы видим мужчину европейской внешности, — сообщил он, — с печатью умственной отсталости на лице, в женском сарафане и кокошнике на фоне Кремлевской стены. Здесь присутствует оскорбительный образ. Закон запрещает использовать непристойные образы в отношении нации, религии, объектов культурного наследия. А что мы видим? Московская стена, Кремль, медведи и русский стиль. Выходит, я, как русский, должен носить кокошник и быть с бодуна. И плюс на его голове терновый венец, что можно расценить как оскорбление православных.

Заявителя горячо поддержал член совета профессор ВСГАО Владислав Есипов. По его словам, многие его студенты были возмущены увиденным: «Медведи с гармошками, кокошник, сарафан — это апелляция к нашим символам. Зрители могут увидеть в этом диффамацию по национальному признаку».

Александр Гимельштейн, профессор ИГУ и председатель регионального союза журналистов, призвал не искать в афише скрытых смыслов и не создавать для себя комплексов. По его словам, народ Пушкина и Суворова не может оскорбиться кокошником на мужике. А зубчатая стена не может быть привязана конкретно к Кремлю, ибо это известный элемент декора «ласточкин хвост» и точно так же украшен дворец Людовика Сфорца в Италии.

Впрочем, остальные члены совета поддержали молодого коммуниста и патриота. Председатель регионального союза дизайнеров Андрей Шолохов заявил, что русская символика в афише подвергается глумлению, а наличие на персонаже тернового венца — это еще и глумление над православной верой.

Я все ждала, когда же кто-нибудь скажет о «духовных скрепах», и почти дождалась. Отец Павел Телегин с глубокой скорбью в голосе и печалью в глазах призвал коллег не лукавить и признать, что налицо попытка глумления над Русской православной церковью.

— Такая реклама усиливает ерничество над своей культурой. Человек становится никем, и таких людей называют толерантными. И когда он будет смотреть на распятого Христа, он не воспримет его всерьез. Вот так и происходит умирание души русского человека. Если мы хотим, чтобы нравственность умерла, давайте проходить мимо этих плакатов! Против такого аргумента никто из членов совета возразить не посмел. Да и как возразишь, если речь идет о чувствах верующих: всем ведь известно, чем закончился процесс над группой Pussy Riot. И никто даже не обратил внимания на негативный смысл, вложенный священником в слово «толерантный». Выходит, толерантности нет места, когда речь идет о подозрениях в оскорблении религиозных чувств? Подчеркну: только подозрениях! Если дело пойдет такими темпами, то скоро жалобы на «оскорбление чувств» примут массовый характер. Сегодня афиша, а завтра заставят убрать с домов всю советскую символику, ибо она тоже оскорбляет... Мини-юбки тоже оскорбляют, головы непокрытые. Список того, что может потенциально оскорбить, очень большой, так что готовьтесь, дорогие товарищи. Затем эксперты перешли к обсуждению скрытых смыслов в рекламе ресторана «Китайский иероглиф», в которой предлагалось пройти все ступени Нового года от «дзИНЬ» до «пьЯНЬ». Присутствовавшая на заседании представительница журнала, в котором вышла реклама, заметила, что слово «дзин» на китайском языке означает «золото», а «пьянь» — «дешевый». И призыва к безудержному употреблению алкоголя в ней нет, это словесный каламбур, ничего не значащий. Однако члены совета расценили эти слова как попытку увести разговор в сторону. Послышались реплики: «К чему лукавить?!», «это самое настоящее нейролингвистическое программирование», «акцент на чрезмерное употребление спиртного», «негативное отношение к даосизму». В итоге «нейролингвистическая» реклама большинством голосов также была признана недобросовестной.

Также члены совета единогласно признали не соответствующей требованиям закона рекламу сигарет More на фоне морской волны. Та же участь постигла рекламу призовой акции в «Российской газете», которая предлагала чего-то там сложить, разделить, потом прибавить, и если в результате получится определенное число, человек становится обладателем автомобиля. Но при этом ему нужно заказать какие-то товары.

В категорию нарушителей снова попал BAR АCOBAMA с двумя сомнительными с точки зрения пристойности афишами. На них фигурировали слова с двойным смыслом и полуобнаженные девушки. А вот в отношении скандальной афиши бара «Кружаль» с анонсом выступления группы «Proщание Sлавянки» эксперты проявили неожиданную лояльность. На афише было изображение ступни с поднятым средним пальцем, что, как известно, является непристойным жестом. Но члены совета решили, что обсуждение афиши может стать для группы хорошим пиаром, и проголосовали за то, чтобы направить молодым креативщикам рекомендательное письмо.

Точно так же решили поступить в отношении паба «Ливерпуль», на афише которого был слоган Sex & Drugs & Rock n Roll (так называется хит 1977 года рок-музыканта Иэна Дьюри; фраза из песни стала устойчивым выражением, опознающим стиль жизни целого поколения рокеров). Письмом решили ограничиться и в отношении рекламы группы «Ботаникэл Гардэн», выступавшей в пабе Harat`s. На афише были изображены полуобнаженные девушки и довольно двусмысленный слоган «Пора по пабам!».

Ну а под занавес заседания было самое скандальное: три аудиоролика с рекламой вечеринок в ночном клубе «Мегаполис». Ролики активно крутили на одной из местных радиостанций. В роликах в процессе быстрого произнесения вполне себе цензурных слов, к примеру «голосистая» и «мясистый», происходил странный ассоциативный эффект, от чего смысл сказанного становился абсолютно неприличным. Надо ли говорить, что решение экспертов по этому вопросу было принято единогласно. На том они и разошлись, весьма довольные итогами работы. Непотребству и глумлению над святынями поставлен надежный заслон.

Кто в совете?

В состав экспертного совета входят известные в городе специалисты: лингвисты, дизайнеры, архитекторы, медиаменеджеры, чиновники и священнослужители разных конфессий. Среди них Александр Кулиш, заместитель руководителя Иркутского УФАС; Елена Горчакова, старший преподаватель кафедры рекламы и PR ИГЛУ; Андрей Гундоров, доцент кафедры рекламы и журналистики ИрГТУ; Александр Гимельштейн, председатель Иркутского отделения Союза журналистов России; Павел Телегин, иерей Иркутской епархии Русской православной церкви; Аарон Вагнер, раввин Иркутска и Иркутской области; Фарид Мингалеев, имам Иркутской соборной мечети и другие.

Помочь может каждый

Напоминаю, что помочь экспертам в работе может любой житель области, для этого нужно написать заявление и направить его по адресу: 664025 Иркутск, ул. Российская, 17. Прием заявлений, обращений, запросов осуществляется в кабинете 619. Официальный сайт: irkutsk.fas. gov.ru. E-mail: to38@fas.gov.ru.

ЕЛИЗАВЕТА СТАРШИНИНА start@pressa.irk.ru Фото автора и из социальных сетей

Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments