И тебя вылечат, и меня вылечат

С этого года скорая помощь будет сортировать вызовы на экстренные и неотложные — в зависимости от состояния пациента

Закон о том, что все вызовы, поступающие в скорую помощь, будут делить на экстренные и неотложные, утвердило федеральное правительство. Он уже вступил в силу с 1 января этого года. Если состояние пациента представляет угрозу для жизни, ему должны оказать помощь врачи скорой помощи. Если симптомы не смертельны, к больному приедет бригада неотложной помощи из поликлиники. Так все выглядит в теории. А как новая задумка законодателей будет реализована на практике? Ответ на этот вопрос журналист «Пятницы» получила у сотрудников Иркутской городской станции скорой медицинской помощи.

Татьяна Леонова работает фельдшером по приему и передаче вызовов в Иркутской
скорой помощи больше двадцати лет. На беседу с пациентом у нее уходит от
нескольких секунд до нескольких минут. Все зависит от того, насколько быстро
человек отвечает на стандартные вопросы, которые высвечиваются у сотрудника
скорой помощи на экране монитора компьютера. Именно этот алгоритм должен помочь
медикам сориентироваться в тяжести состояния человека.

— Первое, что мы спрашиваем, — домашний адрес. Бывает, человеку настолько
плохо, что больше он ничего сказать не может. Поэтому нам главное знать, куда
ехать, а что случилось — выясним на месте. В большинстве случаев пациент или
человек, который делает вызов, в состоянии продолжить беседу. Тогда уточняем
причину обращения и затем более конкретные симптомы. Через несколько секунд этот
вызов передается бригаде, которая находится ближе всего к адресу пациента, —
рассказывает Татьяна Леонова.

По такой схеме Иркутская скорая помощь работает почти семь лет. По словам
главного врача городской станции скорой медицинской помощи Андрея Ворожбы,
система дает достаточно достоверную предварительную информацию: «Примерно в 86
процентах случаев алгоритм срабатывает правильно — то есть можно предположить,
насколько тяжелое состояние у пациента и с чем оно связано. Это происходит
только в тех случаях, если человек адекватно и честно отвечает на вопросы.
Бывает, что человек сознательно называет несуществующие у него симптомы только
ради того, чтобы к нему приехали врачи скорой помощи. У нас были случаи, когда
пациент рассказывает диспетчеру о болях в грудной клетке, одышке. Мы отправляем
кардиологическую бригаду, которая выясняет, что реально у него стреляет в ухе,
просто он не хочет идти в поликлинику, ссылаясь на большие очереди. Хочу
напомнить, что за ложные вызовы предусмотрена административная ответственность —
штраф».

Новости о том, что вызовы поделят на экстренные и неотложные, переполошили
иркутян: «То есть если я не умираю, но чувствую себя очень плохо, ко мне никто
не приедет?» Медики уверяют, что негативных перемен для пациентов не произойдет.
Отказ скорой помощи приехать возможен, но причины вполне обоснованны. «Мы не
выезжаем к пациентам, состояние которых позволяет получить медицинскую помощь в
амбулаторных учреждениях. Например, если человек звонит для того, чтобы врачи
удалили ему зуб или впившегося клеща, поставили укол или сделали перевязку, и,
кстати, это реальные примеры из практики, конечно, мы не поедем. Мы оказываем
только экстренные виды медицинской помощи», — поясняет Андрей Ворожба.

По статистике, из общего количества вызовов, а их на Иркутскую станцию скорой
помощи поступает больше семисот в сутки, к категории экстренных относится около
тридцати процентов, еще столько же можно расценить как сомнительные — то есть
каждый оценивается индивидуально. Остальные — в категории неотложных, которые
может обслужить бригада сотрудников поликлиник.

Такие бригады в Иркутске уже работают на базе десяти поликлиник. «Выезды
неотложной помощи осуществляются в часы работы поликлиник. Вызовы, поступившие в
вечернее и ночное время, забирают на себя бригады скорой помощи. Даже несмотря
на то что неотложная помощь не будет работать в круглосуточном режиме, нашим
врачам будет намного легче — быстрее приедут на экстренный вызов. Я вижу в новой
системе и еще один плюс — естественным образом возникнет внутренний контроль за
работой участковых врачей. То есть бригада неотложки, выезжающая к пациенту,
конечно же, поинтересуется назначениями участкового терапевта, сделанными ранее,
и таким образом оценит эффективность его лечения. Это касается в первую очередь
пациентов с обострениями хронических болезней», — говорит Андрей Михайлович.

Он также подчеркивает, что система вызова бригад экстренной или неотложной
помощи для больных не меняется. Люди будут по-прежнему набирать 03, а диспетчеры
примут решение: отправить к человеку машину скорой помощи или переадресовать
вызов в поликлинику.

Когда нужна экстренная помощь?

Эти основные состояния считаются угрожающими здоровью или жизни, а потому
требуют оказания экстренной помощи:

* потеря сознания;

* судороги;

* остро развившееся расстройство дыхания;

* внезапные боли в области сердца;

* кровавая рвота;

* острые боли в животе;

* признаки всех видов отравлений;

* нарушения нормального течения беременности (преждевременные роды,
кровотечения);

* резкий подъем артериального давления (гипертонический криз);

* все виды транспортных, бытовых и производственных травм (ранения,
переломы, ожоги, тяжелые ушибы, сотрясения и ушибы головного мозга);

* поражения электротоком;

* солнечные удары, асфиксии всех видов (утопление, попадание инородных
тел в дыхательные пути, удушения);

* обильные кровотечения всех видов;

* острые психические расстройства (с поведением, опасным для жизни
больного и окружающих).

Помощь круглосуточно

* При мелких травмах иркутяне могут обратиться в травмпункты:

— ул. Тимирязева, 31;

— ул. Байкальская, 118;

— ул. Джамбула, 2;

— ул. Жукова, 9.

* Дети до 15 лет — ул. Советская, 57.

* При травмах лица, ротовой полости, острой зубной боли:

— взрослые — ул. Байкальская, 118;

— дети — ул. Подгорная, 68 (работает до 17.00), ул. Советская, 57
(круглосуточно);

* При травме глаз:

— взрослые — ул. Якоби, 34;

— дети — ул. Советская, 57.

* При травмах или острых заболеваниях лор-органов:

— взрослые — ул. Байкальская, 118;

— дети до 15 лет — ул. Советская, 57.

Когда последует отказ?

Скорая медицинская помощь не принимает вызова и не приезжает к больным:

* с повышением температуры (при отсутствии угрозы жизни) в часы работы
поликлиник;

* для выполнения плановых назначений участкового врача (инъекций,
капельниц, электрокардиограмм, перевязок);

* с хроническими заболеваниями, находящимися под наблюдением участкового
врача;

* для оказания стоматологической помощи;

* для снятия алкогольного, наркотического и токсического абстинентного
синдрома;

* для удаления клещей;

* для выдачи листков нетрудоспособности, выписки рецептов;

* для внутрибольничных перевозок, перевозки и доставки консультантов,
медицинских препаратов;

* для перевозки на плановую госпитализацию;

* для перевозки из больниц домой;

* к умершим, для констатации смерти, для перевозки трупов.

Отсутствие полиса — не повод для отказа

В последнее время в Иркутске появились слухи о том, что при отсутствии полиса
обязательного медицинского страхования скорая помощь не приедет на вызов или за
такой вид помощи придется заплатить пациенту. Так ли это на самом деле? Вопрос
мы адресовали директору территориального фонда обязательного медицинского
страхования граждан Иркутской области Сергею Шойко:

— Эти слухи не соответствуют действительности. Все вызовы будут обслужены.
Если у пациента нет в наличии полиса ОМС, данные человека попытаются найти в
базе данных застрахованных граждан. Если данные в ней есть, то полис пациенту
оформят. Если в базе данных нет, то нужная для идентификации и последующего
оформления полиса информация будет получена через миграционные службы. В любом
случае все процедуры, связанные с оформлением полиса ОМС, будут проводиться
после оказания медицинской помощи.

Что думают врачи?

Мы провели мини-интервью с сотрудниками Иркутской скорой помощи, в которых
они рассказали о своей работе. Вот вопросы, на которые отвечали специалисты
экстренной службы:

1. Насколько достоверна, на ваш взгляд, предварительная диагностика состояния
пациента, которую проводит диспетчер при приеме вызова?

2. Расскажите самый запомнившийся случай из вашей практики.

3. Часто ли вы сталкиваетесь с неблагодарными пациентами?

4. Что, по вашему мнению, нужно изменить в работе скорой помощи, чтобы
сделать ее более эффективной?

Григорий Павлович Шабаев, врач кардиологической бригады, работает в этой
службе с 1985 года:

1. Около пятидесяти процентов. К примеру, человек жалуется на головокружение,
рвоту, нарушение координации движений. Заочно можно предположить, что возникли
проблемы с артериальным давлением. Реально давление может быть в норме, а такие
симптомы возникли после перенесенного гриппа.

2. Один из недавних случаев — после новогодних праздников поступил вызов к
пациенту, который жаловался на приступы сердцебиений. В зимние каникулы он
употреблял алкоголь. Восстановить нормальный ритм сердца с помощью медикаментов
не удалось. Нам пришлось применить экстренный вид помощи — электроимпульсную
терапию. После этого все нормализовалось очень быстро.

3. Из практики — приезжаем на вызов, мужчина без сознания. Жена говорит, что
он употребляет наркотики, возможна передозировка героина, просит ввести антидот.
Делаем инъекцию. Мужчина приходит в себя и начинает крыть нас трехэтажным матом:
«Да вы знаете, сколько денег я потратил, чтобы мне стало хорошо. Вы мне весь
кайф сломали. Отдавайте деньги за дозу».

4. Внедрение системы неотложной помощи очень разгрузит работу нашей службы.
Пока, на мой взгляд, этого достаточно.

Сергей Николаевич Зайцев, врач реаниматолог-анестезиолог, стаж работы 13
лет:

1. Невозможно по телефону оценить тяжесть состояния. Люди по-разному
оценивают понятие «плохо» — для одного это перелом ноги, а для другого
температура 37 градусов.

2. Летом был пациент — мужчина 42 лет, летел из Пекина в Красноярск. В полете
ему стало плохо — острый инфаркт миокарда. Самолет совершил посадку в Иркутском
аэропорту, где мы оказывали пассажиру экстренную помощь, а затем доставили его в
больницу. Ему очень повезло, что обстоятельства сложились именно таким образом,
потому что до Красноярска он бы точно не дотянул. В лучшем случае остался бы
инвалидом.

3. Реанимационная бригада — промежуточное звено. Мы оказываем помощь людям,
которые чаще всего находятся в бессознательном состоянии. То есть неблагодарными
они быть не могут. Впрочем, и благодарностей в свой адрес тоже не получаем — все
это достается врачам стационара.

4. Очень хочется, чтобы проводились курсы по повышению грамотности населения:
когда, с чем и куда обращаться. Пусть даже на самом элементарном уровне: сломал
палец — в травмпункт, чихнул — в поликлинику.

Виктор Васильевич Овсянников, врач линейной бригады, стаж работы в скорой
помощи четыре года:

1. Сложно сказать, насколько она достоверна. Конечно, если речь идет о
повышении температуры, ошибиться трудно. Но когда человек без сознания, а соседи
не знают, что произошло, нельзя поставить диагноз без осмотра.

2. Пожалуй, это был вызов в цирк, когда обезьяна насквозь прокусила ногу
дрессировщику.

3. Бывает, если приезжаем на вызов с задержкой. Люди не хотят понимать, что
во всех случаях она обоснована — много вызовов или пробки на дорогах. С порога
начинают ругаться.

4. С открытием неотложной помощи ждем, что будет полегче. И еще хотелось бы
повышения зарплаты для врачей. Сейчас у начинающего специалиста она не превышает
двадцати тысяч рублей.

Ольга Дьячкова, фельдшер, стаж работы 19 лет:

1. Больше пятидесяти процентов достоверно.

2. Поступил вызов о том, что женщине плохо с сердцем. Приезжаем. Открывают
дверь пьяные мужчина и женщина, плачут: «Вы опоздали, она умерла». Потом
причитания: «Бедная собака». Мы в растерянности: «Так вы нас к собаке вызывали?»
Они всхлипывают: «Да».

3. Бывает. Чаще всего это выплеск эмоций. Тогда стараемся разговаривать
предельно вежливо, чтобы не накалять и без того тяжелую обстановку.

4. Очень много негативной информации о работе скорой помощи поступает из СМИ.
Это осложняет нашу работу — пациенты и их родственники смотрят на нас с
подозрением, следят за каждым шагом. Хотелось бы, чтобы рассказывали побольше о
позитивных случаях, которых очень много.

Метки:
baikalpress_id:  17 691