Слово дал, слово взял

«Как и все настоящие чувства, ответственность — в сердце. И о чувстве юмора тоже не надо забывать», —напоминает руководитель психологической студии «Пять элементов» психолог Татьяна Луковникова

Цените русских

— Татьяна Николаевна, почему люди так легко разбрасываются обещаниями,
которые потом не собираются выполнять?

— Человек сам по себе слаб, невозможно требовать от него выполнения обещаний,
последовательности в поступках или соответствия между делами и мыслями. На самом
деле у этой медали, как всегда, две стороны и безответственность держится на
наивности противоположной. Есть у другого человека потребность быть наивным,
таким вот инфантильным ребенком, который ждет, что Дед Мороз исполнит все
желания, что чудесам в жизни есть место, что «я никогда не умру» и «со мной не
случится ничего плохого никогда». Одним словом, люди сами хотят быть обманутыми,
поэтому позволяют себя обманывать, то есть поддерживают нереальную,
бело-розово-пушистую картину мира и людей, которые этот мир населяют. И бесятся,
когда им не отмеряют обещанных розовых чудес. Выход тут один — взрослеть. Именно
это дает покой, облегчение, вдох свежего воздуха. Принятие ответственности на
себя — это не волевой акт. Как и все настоящие чувства, ответственность — в
сердце. И о чувстве юмора тоже не надо забывать. У Задорнова в каком-то из его
рассказов была отличная фраза: «Цените русских за их намерения!»

Наводить критику

Ксения: «Пустили в квартиру пожить своих хороших знакомых, они обещали
платить вовремя. Но уже полгода живут, а денег все нет. У них действительно
плохо с жильем, они жили раньше у свекрови, поэтому я и согласилась, а теперь
очень жалею. Почему люди такие необязательные? И на улицу не выгонишь, там
ребенок, но и мы с мужем тоже на деньги рассчитывали. Вот и помогай после этого
людям».

— Вы, Ксения, смешиваете понятия «помогать людям» и «на деньги рассчитывали».
Если это — первое, то деньги на ваше отношение к знакомым вряд ли повлияли бы
настолько, что вы решили написать письмо в газету, значит, вам важнее второе. Не
подумайте, я не осуждаю, но в таком случае стоит честно себе в этом признаться и
перестать обманываться, считая себя благодетелем. Пока это не ваше. Надо честно
себе признаться: «Я хотела заработать денег на проблемах своих хороших
знакомых». Мы так привыкли притворяться перед другими, что под конец начинаем
притворяться перед собой. Самым честным в этой ситуации было бы дать время вашим
знакомым найти другую квартиру, а вам — найти более ответственных постояльцев.

Силу денег ощущают на себе практически все, так как у кого-то их много, а у
большинства мало. Те, для кого денежный ориентир стоит на первом месте, меньше
испытывают счастья. Все, что происходит с людьми — их личный выбор. Поэтому не
нужно никого жалеть. Если действительно хотите помочь, мысленно пожелайте
гармонии, благополучия и радостного развития. Это самая ценная и весомая помощь,
которую вы можете дать. Элизабет Клэр Профет в книге «Родственные души и
близнецовые пламена» рассказала такую историю. «Одна семейная пара переехала
жить в новую квартиру. Утром, едва проснувшись, жена выглянула в окно и увидела
соседку, которая развешивала на просушку выстиранное белье. «Посмотри, какое
грязное у нее белье», — сказала она своему мужу. Но тот читал газету и не
обратил на это никакого внимания. «Наверное, у нее плохое мыло, или она совсем
не умеет стирать. Надо бы ее поучить». И так всякий раз, когда соседка
развешивала белье, жена удивлялась тому, какое оно грязное. В одно прекрасное
утро, посмотрев в окно, она вскрикнула: «О! Сегодня белье чистое! Наверное,
научилась стирать!» «Да нет, — сказал муж, — просто я сегодня встал пораньше и
вымыл окно». Так и в нашей жизни. Все зависит от окна, через которое мы смотрим
на происходящее.

Пока с тобой

Михаил: «Мой отец ушел от нас, когда мне было пять лет. Мы с ним долго не
виделись, он нарисовался в прошлом году, плакал, просил прощения. Пообещал, что
будет помогать мне платить за учебу, а сам теперь не звонит, потерялся сразу,
когда моя мама попросила у него денег. Я знаю, что он не платил алименты, а мама
была гордая. А мне так хочется ему все высказать, только одно удерживает, что он
старый уже».

— Можно высказать то, что вы, Михаил, думаете по отношению к отцу, в
письменной форме. Напишите это на обычном листе бумаге, не стесняясь в
выражениях, никто, кроме вас, это письмо не прочитает. Излейте на бумагу все
чувства, все свои эмоции. А потом все еще раз перечитайте и сожгите. После этого
на душе обычно становится тихо. Вот эту тишину и стоит в себе поддерживать. В
нас слишком много претензий к родителям. Психолог Даниил Хломов вот так увидел
заповеди детей, ведь договор всегда имеет две стороны.

Итак, 10 заповедей для детей: 1. Не жди, что твои родители будут такими, как
ты, или такими, как ты хочешь. Не мешай им быть собой. 2. Не требуй от родителей
платы за все, что ты для них сделал. Они дали тебе жизнь, как можно
отблагодарить за это? Это просто закон жизни. 3. Не вымещай на родителях свои
обиды, чтобы в старости не оказаться в такой же ситуации. 4. Не относись к
проблемам родителей свысока. Жизнь дана каждому по силам, и, будь уверен, им она
тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку опыт весит много.
5. Не унижай. 6. Не забывай, что самые важные встречи человека — это встречи
родителей с детьми. Обращай больше внимания на них, ведь сам Господь посещает
родителей в их детях, и наоборот. 7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то
для своих родителей. Не мучь себя, если можешь — но не делаешь. Не всегда нужны
действия. 8. Родители — не тираны, которые владеют всей твоей жизнью, — ты уже
родился. Это та драгоценная чаша, которую Бог дал тебе на хранение и развитие
творческого огня. Помни, что у родителей растет не «наш», «свой» ребенок, но
душа, данная на хранение. 9. Умей любить чужих родителей. Никогда не делай чужим
родителям то, что не хотел бы, чтобы делали твоим. 10. Люби своих родителей
любыми — неталантливыми, неуспешными, неудачливыми, старыми. Общаясь с ними,
радуйся, потому что родители — это праздник, который пока с тобой.

Способ защиты

Жанна: «Как поставить на место врушу, она, правда, моя двоюродная сестра,
только нельзя пользоваться этим для своих целей. А она возьмет мои вещи поносить
и никогда сама не отдает. Мне ее жалко, конечно, что у нее своих вещей мало и
ходить не в чем. А меня мама ругает, а мне ее все равно жалко. Она иногда
приходит просто покушать, а потом попросит что-то, и я не могу отказать, а моя
мама не понимает и ругается с ее мамой».

— Вы, Жанна, очень добрый человек, у вас большое сердце. Даже, несмотря на
категоричную установку мамы, вы искренне помогаете сестре. Оставайтесь искренней
при общении с сестрой, оставайтесь искренней в своем отношении к ней. То, как
ведет себя сестра — это ее наработанный способ защиты от внешнего мира. А чтобы
не провоцировать маму, делитесь с сестрой только теми вещами, которые
действительно принадлежат вам, и делитесь только тем, невозврат чего вы можете
простить без ущерба для отношений. У мамы непростые отношения с вашей тетей, и
она, в силу собственной неосознанности, пытается перенести свои проблемы на вас,
свою дочь, и племянницу.

Хочу рассказать вам одну притчу. Однажды добрый человек беседовал с Богом и
попросил его: «Господи, я бы хотел узнать, что такое рай и что такое ад».
Господь подвел его к двум дверям, открыл одну и провел доброго человека внутрь.
Там находился громадный круглый стол, на середине которого стояла огромная чаша,
наполненная ароматной пищей. Добрый человек почувствовал, что у него слюнки
потекли. А люди, сидящие вокруг стола, выглядели больными и умирающими от
голода. У всех имелись ложки с длинными-длинными ручками, прикрепленными к их
рукам, они могли достать чашу, наполненную едой, и набрать пищу, но, так как
ручки у ложек были слишком длинные, никто не мог поднести свою ложку ко рту.
Добрый человек был потрясен видом их несчастья. Господь сказал: «Ты сейчас
только что видел ад». Господь и добрый человек направились ко второй двери.
Сцена, которую увидел добрый человек, была идентичной предыдущей — такой же
огромный круглый стол, та же гигантская чаша с вкусной едой. Люди, сидящие
вокруг стола, держали те же ложки с очень длинными ручками. Только на этот раз
они выглядели сытыми, счастливыми и погруженными в приятные разговоры друг с
другом. Добрый человек сказал Господу: «Я не понимаю». «Это просто, — ответил
ему Господь. — Эти научились кормить друг друга. Другие же думают только о
себе». Ад и рай устроены одинаково, разница — внутри нас.

Тотальное принятие

— А это проходит с возрастом? А то я знаю одну уже очень немолодую женщину,
про которую и правда можно сказать, что она хозяйка своих слов, как в старом
анекдоте — слово дал, слово взял.

— Если она сама захочет измениться, именно сама, а не кто-то другой захочет
ее изменить, то это возможно в любом возрасте. Только для начала ей придется
принять себя такой, какая она есть. До тех пор, пока человек не осознает, не
видит свое поведение, ему не от чего отталкиваться. Но есть одна ловушка —
чувство вины. Если человек, осознавая свое поведение, начинает себя осуждать, то
выбраться из этого порочного круга невозможно. А нужно одно — тотальное принятие
всего, что есть, как понимание того, что в каждом из нас есть все. Бывает, что
мы чрезмерно возмущаемся или восхищаемся поведением или действиями другого
человека.

На самом деле эти действия производят на нас такое впечатление лишь потому,
что принадлежат поведению, которое нам нужно признать в себе. В подсознании или
в тени, как определяет ее Юнг, находится все, что еще не развито или не осознано
нами. Это может быть как еще не осуществленный позитивный потенциал, так и
черты, которые наше сознание считает неприемлемыми и тщательно прячет. Нет
хороших людей или плохих. В каждом человеке есть все. Когда Леонардо да Винчи
писал «Тайную вечерю» (1495—1498 гг.), он придавал особое значение двум фигурам
— Христа и Иуды. Леонардо очень долго не мог найти натурщиков, с которых можно
было написать эти фигуры.

Наконец, ему удалось найти модель для образа Христа среди юных певчих.
Подобрать натурщика для Иуды Леонардо не удавалось в течение трех лет, пока
однажды он не наткнулся на пьяницу, который валялся в сточной канаве. Это был
молодой мужчина, которого состарило беспробудное пьянство. Леонардо пригласил
его в трактир, где сразу же начал писать с него Иуду. Когда пьяница пришел в
себя, он сказал художнику, что однажды уже позировал ему. Это было несколько лет
назад, когда он пел в церковном хоре, Леонардо писал с него Христа.

Уважаемые читатели «Пятницы»! У вас есть возможность заказывать темы
следующих бесед с психологом Татьяной Луковниковой. Ждем ваших предложений и
вопросов по адресу редакции или телефону 27-28-28.

Татьяна Луковникова проводит консультации по коррекции веса. Тел.
75-62-98. Реклама

Загрузка...