Автобус, которого нет

Каждую зиму извечная проблема иркутян, как доехать вечером домой, еще больше обостряется

Предместья Радищево, Рабочее, микрорайоны Зеленый, Топкинский, Первомайский, Академгородок... Город у нас небольшой, вроде бы все рядом, а добраться, особенно вечером и особенно зимой, ой как непросто. Причина банальна — автобусы и маршрутки не ходят. Водители уже часов в девять (!) вечера разъезжаются по домам — холодно же! А горожане стоят на остановках, закрывают замерзшие лица варежками и пританцовывают. Не от радости, конечно же.

Наша постоянная читательница Ольга, живущая в микрорайоне Зеленом Иркутска,
обратилась в редакцию за помощью: «Расскажите, как нам трудно добираться до
дома. Просто невозможно! Столько людей живет, а маршруток нет. И каждую зиму это
повторяется. Сейчас, если у тебя нет машины, выехать вечером — в гости или по
делам — из Зеленого просто невозможно! А утром какая давка! Приехать на работу
без опоздания или без обморожения сложно». Журналисты «Пятницы» решили провести
свой эксперимент и проверить, какой район Иркутска наиболее проблемный. Репортер
Елизавета Клинова навестила родственников, живущих в микрорайоне Топкинском.

— Если еще год назад я могла уехать из Топкинского в 10 вечера даже зимой, то
теперь время «Ч» — 21.30. Позже даже нет смысла идти на остановку, потому что
транспорт не ходит и уехать практически невозможно, — рассказала Елизавета. —
Ждать маршрутку страшно и холодно, потому что остановка в Топкинском находится
на горе, стоишь и мерзнешь, обдуваемая всеми ветрами сразу. Отдельная история —
своры бездомных собак и местные бомжи, которые к темному времени суток
становятся особенно активными. Вызывать такси каждый раз накладно — доехать до
центра стоит рублей 250. При этом из Топкинского ходят три маршрута: № 27 — до
Центрального рынка, 87-й — до школы № 22 в Солнечном, 97-й — до Маршала Конева.
И очень редко 67-й — муниципальный автобус из Топкинского в Первомайский.

— Мне приходится ездить из центра до поселка Энергетиков, — говорит репортер
Юлия Негодайло. — Сделать это вечером очень тяжело. Если летом я еще могу
позволить себе задержаться на прогулке, то зимой стараюсь засветло попасть
домой. Если же прихожу на остановку «Бытовая» в десятом часу вечера, жду минут
15—20 автобуса и иду на конечную троллейбусов — оттуда еще можно уехать. А если
совсем холодно, вызываю такси. Поездка обходится примерно в 250 рублей, так что
часто позволить себе не могу.

И даже на Советской, практически в центре города, бывают проблемы.
Обозреватель Елизавета Старшинина несколько раз в неделю ездит от остановки
«Улица Омулевского» до кинотеатра «Пионер». Днем — никаких проблем: маршрутки №
20 и 49, а также автобусы № 42 и 43. Но после 9 вечера это сделать практически
невозможно.

— Раньше я не знала этой особенности и наивно стояла по сорок минут в
ожидании. Отморозив руки и ноги, хотелось сказать «спасибо» хозяевам маршрута за
такое «удобное» расписание. Теперь сразу сажусь на первый попавшийся автобус или
троллейбус, доезжаю до танка и пересаживаюсь на трамвай. Конечно, приходится
платить больше и четыре раза переходить дорогу. Есть альтернатива — ехать до
рынка по Байкальской, но тогда надо долго идти пешком, что вечером в мороз
небезопасно. Интересно, что в это время маршрутка № 61 ходит как обычно, да и
автобусы № 80 и 90, — делится впечатлениями Елизавета.

Получается, что состояние работы общественного транспорта в Иркутске, как
говорят врачи, стабильно тяжелое. Единственным, пожалуй, исключением, является
микрорайон Солнечный, куда маршрутки 16, 16к, 16с, 116 и троллейбус № 5 ходят с
завидным постоянством.

— Такая проблема есть, но решать ее нужно комплексно, — прокомментировал
«Пятнице» Алексей Колмаков, заместитель председателя Ассоциации автотранспортных
предприятий Иркутска. — За последние три года число общественного транспорта —
автобусов и маршруток — в Иркутске сократилось с 2,5 тысячи до 900. Естественно,
это стало заметно. Причина кроется в первую очередь в экономической
составляющей. Владельцам маршрутов невыгодно работать в этой сфере, они и
уходят. Но решить проблему, просто подняв стоимость проезда, не получится.
Необходимо продумывать дотации из городского бюджета, либо повышение платы за
проезд в вечернее время, либо договор с администрацией Иркутска о выделении
нескольких автобусов для работы вечером. Перед новогодними праздниками этим
насущным для большинства горожан вопросом озадачились и в администрации
Иркутска. Работу общественного транспорта, в том числе частного, решено
регламентировать. Расписание разработали по заказу Комитета по ЖКХ администрации
Иркутска. Расчеты движения транспорта произведены исходя из времени работы с 6
до 22 часов, с учетом нагрузок в часы пик, когда люди едут на работу и
возвращаются домой.

В администрации пообещали, что двигаться общественный транспорт будет с
определенным интервалом: от 4—5 минут в часы пик до 10—12 минут днем. Кроме
того, в документе прописаны и условия труда водителей, например обязательные
перерывы на отдых и обед.

— Расписание разработано на 79 маршрутов, включая частных перевозчиков, —
пояснили в администрации Иркутска. — При проведении расчетов учитывались
протяженность маршрута, средняя скорость движения, время оборота по одному
маршруту. Так что уже в январе все перевозчики, в том числе и частные, должны
согласовывать схемы движения и акты технического обследования дорожных условий.
Комитет по ЖКХ совместно с ГИБДД и Управлением государственного автодорожного
надзора будут проводить рейды по выявлению перевозчиков, у которых нет этих
документов. Будем надеяться, что это действительно решит проблему с общественным
транспортом и нам не придется мерзнуть на остановках.

Транспорт мешает жить

Транспортный вопрос вплотную связан с квартирным. Если изначально студенты и
молодежь, выбирая съемное жилье, останавливаются на вариантах в отдаленных
микрорайонах города, где квартиры значительно дешевле, то со временем им
приходится перебираться ближе к месту учебы или работы, потому что зимой
вернуться в теплые стены — настоящее испытание для организма. Так, например,
молодая семья Фадеевых, купившая квартиру на Синюшиной Горе, приняла решение
сдавать ее в аренду и снимать пусть более дорогую, но в центре города, чтобы
иметь возможность задерживаться на работе или ходить на секции. Все потому, что
очень проблематично возвращаться домой вечером.

Метки:
baikalpress_id:  17 602
Загрузка...