В ритме Вырыпаева

Иркутяне увидели новую картину знаменитого режиссера

Понять, простить и отпустить — это не цитата из пошленькой передачи «Наша Раша», это основная идея последнего фильма Ивана Вырыпаева. Знаменитый режиссер и драматург привез своим землякам новую картину «Танец Дели», премьера которой состоялась в ноябре на Римском кинофестивале. И хотя самого танца зрители так и не увидели (слова заменили движения, вместо изящных па — непродолжительные монологи), зато смогли погрузиться в своеобразный ритм жизни и смерти. Пресс-показ для иркутян прошел 24 декабря в Доме кино, после него зрители задали вопросы автору фильма.

«Танец Дели», так же как и предыдущий фильм Вырыпаева «Кислород», снят по его
спектаклю. Но это единственное, что их объединяет. В новом фильме — семь новелл
с одними и теми же персонажами, с одной и той же мыслью о противопоставлении
эгоизма и альтруизма, с набором фраз, которые так и просятся разбиться на умные
цитаты. Вообще, весь фильм — это один сплошной текст; если выключить звук, то
будет совершенно не понятно, о чем кино. Никаких спецэффектов и красивых
пейзажей, на бледно-стерильном фоне больничной стены за полтора часа рассказана
полуфантастическая история балерины, придумавшей свой танец боли и счастья.
Когда она его танцует, окружающие испытывают всю гамму чувств и эмоций,
заложенных в нем. И раз увидев чудесный танец, уже не могут оставаться прежними.
Балерину играет польская кинозвезда Каролина Грушка — жена Вырыпаева. Вокруг нее
и с помощью нее люди пытаются найти ответ на вопрос «Как нужно жить?». Но
умирают, так и не ответив на него. Причем почти в каждой из новелл умирает
кто-то один: возлюбленный танцовщицы, его жена, ее мать и подруга. А в следующем
фильме, как в параллельном мире, воскресают вновь, как бы оставляя за собой
право на второй шанс. Но даже вторым шансом герои особо не пользуются, продолжая
сомневаться, сожалеть и говорить, говорить, говорить...

— Почему герои говорят нарочито, отстраненно и монотонно? — спросил у
Вырыпаева после показа в Доме кино один молодой человек.

— Это было сознательно сделано. Из-за того что они так говорят,
высвобождается еще один смысл, вы переключаетесь с них на тему. Если вы входите
в фильм, чтобы увидеть реальную жизнь, если думаете, что действие происходит в
больнице, то вам трудно будет войти в контакт с ним. На самом деле нет никакого
места действия, есть такой сеанс, на котором перед вами ставят вопрос. Задача
художника — фиксировать происходящее с ним, с другими людьми, отразить проблемы
современности и задать зрителям те самые неудобные вопросы о жизни, — ответил
режиссер.

— Смерть в вашем фильме не вызывает печали, ужаса или сострадания, почему? —
задала вопрос еще одна зрительница.

— Тема смерти у нас — табу. Но наша жизнь — это то, как мы относимся к
смерти, верим ли в бессмертие души или в то, что живем один раз. Поэтому эту
тему надо развивать, прорабатывать, ведь единственная вещь, в которой мы
уверены, — это то, что мы все умрем. Сейчас нам вроде некогда об этом думать,
много дел, а потом мы будем к этому не готовы, будем паниковать и разваливаться
постепенно. Лучше выяснить эти отношения, пока не состарился, — высказал мнение
Иван Вырыпаев.

Режиссер также отметил, что объяснять ту или иную сцену фильма он не будет,
чтобы не мешать зрителям делать свои выводы. Каковы бы ни были вопросы и
пожелания иркутской аудитории в тот вечер, все они сводились к положительным
отзывам на картину. И хотя на премьерном показе небольшой зал оказался
незаполненным (особенно впечатлил пустующий ряд, отданный чиновникам),
дальнейшие сеансы наверняка посетит все городское студенчество. Стоит отметить,
что в родном городе режиссера премьеру его фильма организовал Иркутский
областной кинофонд при содействии Генерального консульства Республики Польша в
Иркутске. Посмотреть «Танец Дели» можно будет в Доме кино с 10 по 17 января.

Плач по утраченным иллюзиям

После премьерного показа «Танца Дели» в Доме кино известный иркутский
писатель Виталий Диксон по достоинству оценил творение Вырыпаева.

— Плач по утраченным иллюзиям относительно нравственного
самоусовершенствования современного человека. Что первично? Что вторично?..
Вопросы эти уже бородатые, а человечество по-прежнему мается в точке бифуркации
и страдает над новыми дилеммами... Публичная демонстрация или йоговский транс?
Митинг или нирвана? Предположим, выбирается последнее. Значит, усядемся все как
один в позе лотоса и погрузимся в углубленное самопознание и нравственное
самоусовершенствование. Но кто тогда хлеб испечет, гвоздь забьет, гайку
закрутит, огонь в очаге разожжет? Окажется — некому! И конец света в таком
случае наступит гораздо раньше всевозможных писаных и неписаных предсказаний.
Камо грядеши? Вот она — провокативная сущность искусства!

Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments