Сплошное телевидение

В Иркутске открылся музей телевидения

В декабре Иркутское телевидение отмечает свой 55-летний юбилей. 31 декабря 1957 года в эфир вышла первая передача. К этой дате состоялось долгожданное открытие музея Иркутского телевидения. Он расположен в здании «ГТРК-Иркутск» на улице Горького. Посетив музей, обозреватель «Пятницы» с удовольствием вспомнил прошлое.

На пороге музея сразу вспоминается фраза из фильма «Москва слезам не верит»:
«Одно сплошное телевидение». Коллекция потрясает воображение. Смотришь и
думаешь, какие все-таки молодцы иркутские телевизионщики, что сохранили и
сберегли ценнейшие экспонаты, благодаря которым следующие поколения могут
представить, в каких условиях создавалось телевидение полвека назад.

Оператор Сергей Васильев работает на Иркутском телевидении 32 года, он застал
все этапы технического перевооружения. Многие даже не знают, что телевидение на
первых порах очень сильно зависело от кино. Да, да, представьте себе: изначально
все передачи шли в прямом эфире. Студийные камеры были гигантских размеров и
требовали яркого света, поэтому возить их по городу было нереально. Потом
появилась передвижная телестудия, но ее использовали для съемок демонстраций,
хоккейных матчей и концертов. А все новостные сюжеты вплоть до 80-х снимались на
16-миллиметровой кинокамере, естественно, советского производства. Далее пленку
везли в проявочную, потом она шла на монтажный стол, все это — и камеры, и
пленку, и сам стол — можно увидеть в музее. Количество пленки строго
лимитировали. Каждый сантиметр был на счету. Все это было страшно трудоемким
процессом: операторам приходилось возить с собой тяжеленные кофры с кинопленкой.
Но самое печальное, что эта пленка, отснятая, проявленная и смонтированная, в
эфире могла порваться. Но никто не паниковал. На экране появлялась заставка
«Технический перерыв», а тем временем изображение быстро восстанавливали.

Люди моего поколения помнят огромные допотопные телекамеры, которые иногда
попадали в кадр. Именно такая махина стоит в центре музея.

— Это телевизионная камера КТ-132, — комментирует Сергей Васильев, — она была
нам поставлена в 1982 году после московской Олимпиады. Собственно, эту камеру и
разработали для трансляции соревнований, но потом поняли, что для этой цели она
не подходит — слишком часто ломалась, поэтому стали закупать импортную технику.
Ну, а советские камеры отправили в регионы.

Очень советую будущим посетителям музея обратить внимание на штатив к этой
камере, он очень массивный с множеством рычагов и колесиков.

— Мы это называем не штатив, а пьедестал, — улыбается Сергей Васильев, — он
изготовлен в Венгрии. Сама камера весит килограммов 60, и штатив — 80. С такой
не поедешь снимать репортаж. К разговору подключается редактор «ГТРК-Иркутск»
Мария Филатова. Она вспоминает, что для ведущих в то время были особые правила:
черное и белое не надевать —камера не брала; использовать помаду определенного
цвета и т. д. И перед камерой нельзя было ходить, только — ползком, иначе
настройки сбивались. Плюс ко всему эти камеры требовали очень яркого света.
Некоторым гостям в студии иногда становилось плохо.

Юрий Платонов, инженер телестудии, проработавший на ней 42 года, показывает
один из первых видеомагнитофонов и пульт управления камерой. Воистину сложнейшие
устройства: огромных размеров, с массой разных кнопочек, разъемов. Предполагаю,
что космическим аппаратом управлять легче, чем этими агрегатами.

— Вырезалось все вручную, монтажеры ловили звук, резали в нужном месте и
склеивали. Вот тут находился пузырек с клеем. А это стойка для телекамеры:
синхрогенератор, коммутатор, микшеры. Кстати, первый видеомагнитофон появился в
СССР, после того как Хрущев побывал в Америке и увидел, что передачи можно
записывать. Вернувшись, он немедленно потребовал, чтобы у нас разработали такое
же оборудование. Под это дело создали целый институт. И сделали видеомагнитофон
за год. Конечно, он был очень несовершенный: записывать передачи приходилось без
остановок. Малейшая ошибка — и все нужно было начинать заново.

— Эти магнитофоны жизнь журналистов и режиссеров практически не облегчали, —
говорит Мария Филатова, — легче было только руководству, потому что можно было
отследить заранее, что пойдет в эфир.

И вообще, процесс создания телепередач был очень долгим, трудоемким и
затратным. Однако председатель Гостелерадио Сергей Лапин по этому поводу
говорил: «Критиковать телевидение — это все равно что критиковать советскую
власть».

В 80-х в редакции появилась первая портативная камера. Сергей Васильев
показывает странный гибрид, очень отдаленно напоминающий современную телекамеру.

— Это советская камера «Репортер КТ 190». Технологию слизали у японцев, а
магнитофон мы сами не могли изобрести, поэтому купили заграничный — формата
Betacam, и прицепили его сзади. Камера питалась отдельным аккумулятором,
магнитофон — тоже отдельным, на освещение шел еще один. И вот вся эта
конструкция весила килограммов 18—19! Плюс штатив. И это по тем временам
считалось роскошью. Бегали и снимали с таким удовольствием. Очередь стояла! И
качество было очень хорошее.

С помощью этой камеры можно было снимать с плеча, но когда оператор
поворачивался — задняя часть устройства могла ненароком стукнуть кого-нибудь по
голове.

Юрий Платонов вспоминает, что именно этой камерой он снимал пресс-конференцию
Михаила Горбачева в Иркутске. И в самый ответственный момент камера
остановилась. Пришлось тут же в плотном кольце сотрудников госбезопасности ее
открывать, ремонтировать. И никто даже слова не произнес. Такие были времена.
Рядом с «Репортером» для сравнения стоит профессиональный японский Betacam,
чтобы посетитель мог видеть эволюцию телевизионных технологий.

Здесь же можно увидеть бытовую видеокамеру формата VHS марки Panasonic. — В
начале 90-х кинопроизводство на студии было окончательно ликвидировано, —
рассказывает Сергей Васильев, — но одной камеры нам катастрофически не хватало,
поэтому руководство закупило обычные видеокамеры формата VHS. Они стоили порядка
одной тысячи долларов.

Сюжеты снимали на VHS, а потом перегоняли кассету на Betacam, и там все
монтировали.

— Это было сложно, — вспоминает Юрий Васильев, — но очень интересно. И по тем
временам очень оперативно. По сравнению с кинокамерой это небо и земля.

Что посмотреть?

В коллекции музея можно увидеть первые диктофоны, микрофоны, огромные
осветительные лампы и самые раритетные экспонаты: телевизор «Харьков» 1959 года.
В деревянном корпусе, с радиоприемником и проигрывателем. Также в экспозиции
представлен рабочий стол Николая Видонова, руководителя главной редакции
подготовки передач для Центрального телевидения и Всесоюзного радио. На столе —
письменный прибор из мрамора. В особой витрине — флаг, который побывал в
космосе, его подарил иркутский космонавт Иванишин. Уникальные документы,
связанные с недолгой работой на ТВ Валентина Распутина. И еще много уникального
и интересного. И самое главное: музей работает бесплатно, но только по
предварительным коллективным заявкам. Заявку можно сделать по телефону 24-19-43.

ЕЛИЗАВЕТА СТАРШИНИНА target=_blank>start@pressa.irk.ru ФОТО СЕРГЕЯ
ИГНАТЕНКО

Загрузка...