Поборолся за права

Иркутянин отказался платить за проезд в неисправном автобусе

Массовое недовольство качеством обслуживания в иркутском общественном транспорте растет с каждым днем как снежный ком. Очередным дополнением к жутким историям о поездке в маршрутке стал конфликт между водителем автобуса 80к и его пассажиром, отказавшимся платить за проезд. Ущерб после нецивилизованного разговора двух взрослых мужчин, каждый из которых отстаивал свои права, был нанесен пассажиру (в виде разбитой губы) и автобусу (пострадала передняя дверь). Подробности этой истории — сегодня в «Пятнице».

Вечером 2 декабря 27-летний иркутянин Василий Кокоуров возвращался домой
вместе со своей девушкой в автобусе 80к. Уже на выходе он заметил, что спидометр
на панели приборов не работает, о чем и сообщил водителю. Тот ответил по-царски,
в стиле: я частник, как хочу, так и вожу. На что пассажир в свою очередь сказал,
что оплачивать проезд в автобусе с неисправностями не собирается ни за себя, ни
за спутницу. Тогда водитель заявил, что не выпустит неплательщиков, так что
Василию пришлось проехать пару лишних остановок. И неизвестно, что бы произошло
на конечной станции, если бы не телефонный звонок.

— Мне позвонили из дома, у нас болеет собака, и требовалось ее срочно
доставить в ветклинику, так что на разбирательства у меня времени не было, но и
смириться с происходящим я не мог. Можно не оплачивать услугу, если она не
оказана должным образом. Вы вернете продавцу пирожок, если вместо мяса там будут
опарыши? Нерабочий спидометр — нарушение пункта 7.4/8 перечня неисправностей,
запрещающих выход на маршрут, — рассказал журналисту «Пятницы» Василий Кокоуров.
— Моя девушка решила не связываться с грубияном-водителем и заплатила за себя, я
же просто вышел в дверь за ней на ближайшей остановке. Это был городок ИВВАИУ.
Водитель мне вслед заматерился, причислив меня к нетрадиционной ориентации —
абсолютно незаслуженный упрек. Я не выдержал и уже на ходу показал в ответ
неприличный жест. Водитель выбежал из автобуса, догнал меня, развернул за плечо
и ударил в лицо. Видно было, что он не прочь продолжить, но я оттолкнул его с
силой, и он как-то испугался сразу, убежал назад в автобус.

Адреналин бурлил, кровь сочилась из разбитой губы, Василий направился к
автобусу, чтобы прояснить ситуацию раз и навсегда. Не рассчитав силы, молодой
человек постучал в застекленную закрытую дверцу автобуса, вызывая противника на
беседу. Стекло напора не выдержало и разбилось. Последовала немая сцена, а потом
все вновь завертелось: пассажиры пересели в другой автобус, так как водитель
посчитал, что этому все же нужен ремонт, молодой человек, его девушка и водитель
начали звонить в полицию, а когда блюстители правопорядка прибыли, пострадавшая
сторона написала заявление. В смысле, одна пострадавшая написала, другая — нет.

— Водитель автобуса 80к написал заявление в правоохранительные органы на
возмещение материального ущерба в размере 10 тысяч рублей. По факту инцидента
проводится проверка, она займет не больше 10 дней, по ее результатам будет
принято правовое решение, — прокомментировала Раиса Силина, сотрудник
пресс-службы УМВД России по Иркутску. — Пассажир же пока заявление не подавал. В
любом случае он не имел права не платить за проезд, решать такие вопросы должны
в соответствующих инстанциях. Молодой человек мог записать номер автобуса,
заснять на мобильный неработающий спидометр и с этим обратиться в ГИБДД, там бы
уже разобрались по всем правилам.

В Сети между тем разгорелись нешуточные страсти, скандал двух людей наглядно
показал, что происходит практически во всех маршрутках и автобусах в Иркутске
сегодня. Иркутяне на форумах вспоминали похожие случаи и то, как сложно
противостоять хамству водителей.

— Жена недавно ехала на 80-м. Водила во время движения по телефону жаловался
второму на то, что тормозов почти нет, надо на сервис заехать... а за спиной
полный салон людей. Жена попросила остановить и вышла на первой же остановке!
Отдавать свою жизнь за 12 рублей? Лучше уж пешком идти, — написал о наболевшем
пользователь Интернета ulaleks.

— У меня на той неделе не завелась машина, поехала на маршрутке, водила
закурил папиросу, вонь на всю маршрутку! Хотела подойти сделать замечание, но
посмотрела на его рожу — такой пошлет не фиг делать, еще и высадит, раз не
нравится. Вот как с этими шоферами бороться? — пишет July82.

Лишь немногие из отметившихся на форумах встали на сторону водителя. Один
«опытный водитель» написал, что спидометр не такая уж важная часть в машине,
мол, скорость примерно можно на глаз определить. Постоянный эксперт «Пятницы»,
преподаватель иркутской автомобильной школы ДОСААФ России Арабшо Мостаков, такое
заявление опроверг.

— Можно, конечно, ориентироваться на соседние автомобили, рассчитывая
скорость, но этого не достаточно. В соответствии с ПДД при неисправности того же
спидометра автомобиль не должен эксплуатироваться, водитель может проехать на
нем до ближайшей ремонтной мастерской, но не возить еще кучу народа с собой.
Неработающий спидометр помешает точно рассчитать то же торможение. Маршрутчики у
нас направлены не на соблюдение ПДД, а на заработок, — пояснил Арабшо
Музафарович.

О наживе, соблюдении ПДД и техническом осмотре репортер «Пятницы» пыталась
побеседовать с индивидуальным предпринимателем, занимающимся перевозкой
пассажиров по маршруту 80к, но кроме малообещающего «Мы вам потом перезвоним» —
ничего не услышала. Зато заместитель председателя некоммерческого партнерства
«Объединение автотранспортных предприятий города Иркутска» депутат городской
Думы Алексей Колмаков сказал следующее:

— На заседаниях Думы мы трижды выносили предписание владельцам закрыть эти
маршруты, но наши призывы оказались тщетными. В ближайшие дни проведем еще одно
заседание, где судьба маршрутов № 80 и 80к, надеюсь, наконец-то решится. Мы
настроены решительно.

Разбираться в суде

— Есть требования технического регламента. С точки зрения безопасности,
водитель и механик, проводящий осмотр автобуса, его нарушили. Нельзя
эксплуатировать автомобиль, если в нем есть неисправности: не работают дворники,
фары, тормоза или спидометр. Ненадлежащее предоставление услуг — это нарушение
прав потребителей, в данном случае пассажир — потребитель, он был вправе
отказаться оплачивать проезд. Но все же такие споры нужно решать в суде, —
говорит Виктор Павлович Григоров, юрист и президент региональной автодорожной
ассоциации.

Загрузка...