Творчество и любовь

Иркутянам показали «Мастера и Маргариту»

Постановка булгаковского романа «Московским независимым театром» путешествует по подмосткам не только России, но и других стран уже много лет. Меняется актерский состав, декорации, музыкальное оформление, даже руководители — и каждый привносит что-то свое. В Иркутск мистический и легендарный спектакль «Мастер и Маргарита» привозят второй год подряд, и второй раз в театре аншлаг. Посмотреть и оценить одну из последних вариаций постановки жителям столицы Прибайкалья представилась возможность 22 ноября.

Они появились на сцене все сразу, все семь человек: свита Сатаны и, конечно,
он сам, собственной персоной —Князь тьмы. В черных блестящих плащах, под
какую-то тревожную мелодию прошлись от кулис до кулис. От одного только их вида
засосало под ложечкой, в голове появилась мысль: это в наш город они приехали,
не в Москву, что-то будет? Между тем начало разворачиваться первое действие.
Скамейка на Патриарших прудах, двое изнывающих от жажды мужчин: Берлиоз и
Бездомный, странный иностранец, встревающий в их беседу... Пока все по тексту,
вот только расхаживающая в фривольном костюме ведьма Гелла явно представляла
собой новое режиссерское видение. Впрочем, она не казалась кем-то лишним в этой
компании, если поэт Бездомный юморил сам того не осознавая, то Гелла, напротив,
шутила и провоцировала напоказ.

Смешное и трагичное поменялись в этом спектакле местами: неразговорчивая
рыжая служанка из свиты преобразилась в вездесущую, неумолкающую спутницу
Воланда, кривляка Коровьев предстал перед зрителями с трагичным и неизменно
гордым лицом Ивара Калныньша (ему бы больше подошла роль Азазелло), строгий
профессор Стравинский, заведующий лечебницей для душевнобольных, вел себя почище
своих пациентов. Сцена в дурдоме вообще стала одной из самых комичных за два
действия. Лишь кот Бегемот оставался тем же паяцем, что и у Михаила
Афанасьевича, «лучший шут, какой существовал когда-либо в мире».

Охватить весь роман в одной постановке невозможно, поэтому московский
режиссер Дмитрий Рачковский (это имя значилось на афишах) оставил в спектакле
лишь некоторые основные сцены: Патриаршие, психушка, Весенний бал, конечно же,
были показаны история Понтия Пилата и Га-Ноцри и любовная линия Мастера и
Маргариты. Со сцены прозвучали самые узнаваемые цитаты из романа про рукописи,
которые не горят, и про чистый спирт для дамы. Актеры играли по нескольку ролей,
и зрителю, не читавшему роман, эти метаморфозы, надо полагать, затрудняли
понимание. Кроме того, такая взаимозаменяемость не давала провести параллели,
которые присутствуют в романе. Какие аналогии можно провести между Коровьевым и
Пилатом? И какой из Бездомного Азазелло? Органично смотрелся только Мастер-Иешуа
в исполнении Владимира Филатова.

Из декораций кроме скамейки на сцене были урна-печурка, в которой жег
обезумевший писатель свою рукопись, лунная дорожка с силуэтами Мастера и
Маргариты и обитое красной тканью кресло-трон Воланда. Физическое присутствие
темной силы и ее постоянное вмешательство в происходящее на сцене ощущалось даже
больше, чем в книге. От этого временами становилось не по себе. Когда в сцене
Весеннего бала полнолуния в зале зажегся свет, зрители напрямую оказались
вовлечены в театральное действо. Это мы стали отравительницами, висельниками,
фальшивомонетчиками и убийцами, пришедшими на бал ста королей. Это нам махала
рукой и приветливо улыбалась хозяйка бала Маргарита.

Королева Марго была в ажурном прозрачном черном платье, без намека на
пошлость. Мизансцена длилась пару минут, хотя, казалось бы, должна была идти
больше, но, как известно, время в такую ночь ведет себя не как обычно. Но все
когда-нибудь заканчивается, закончился бал, а потом и спектакль. Остались
приятные воспоминания — не часто нам привозят хорошие постановки.

Цена вопроса

Билеты на спектакль московской труппы стоили от 800 до 2500 рублей. Сеанс
черной магии проходил на сцене Иркутского академического драматического театра
при минимуме декораций и актеров и с максимальной отдачей
последних.

Метки:
baikalpress_id:  17 458