Возвращение в книгу

Выставка редких гравюр и авторских кукол проходит в музейной студии Иркутского краеведческого музея

Чтобы оказаться в сказке, не обязательно пре-следовать Белого кролика и лезть за ним в нору или забираться по ту сторону зеркала, как это делала девочка Алиса. Достаточно в волшебство поверить... Поверив на всякий случай в десяток невозможностей за раз, репортер «Пятницы» отправилась на выставку по мотивам знаменитых книг Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье» в музейную студию, что на Карла Маркса. Целая комната заполнена персонажами любимой истории, а для полноты ощущений посетителям включают отрывки из радиоспектакля.

Злопастный и жутко мохнатый Брандашмыг (так вот ты какой!) сидит на цепи,
выпучив глаза и распахнув зубастую пасть, рядом — вострый меч и первые издания
книг про Алису с цветными иллюстрациями 40-х годов прошлого века. Они хранятся
за стеклом вместе с 32 гравюрами авторства Джона Тенниела. Это он впервые
изобразил необычный мир по рассказам Кэрролла, причем писатель помогал художнику
и, несмотря на разногласия, работу его одобрил. «Что толку в книжке... если в
ней нет ни картинок, ни разговоров?»

Куда ни глянь, повсюду карты: они стоят, вооружившись длинными деревянными
стрелами, разлетаются каскадом по стене. В одном углу семерка с пятеркой красят
куст белых роз красной краской, чтобы королева червей не узнала, какие они
плохие садовники, иначе неуравновешенная правительница даст приказ палачу:
«Голову им с плеч!». В другом — на зеленой лужайке в крокет играет сама королева
вместе с супругом и валетом, этот молодец и не знает, что через несколько
страниц попадет на скамью подсудимых. А вот и сцена суда, одна из заключительных
в книге. Более странного, но похожего по своей абсурдности на многие судебные
разбирательства процесса сложно представить, все дело в том, что «дама Червей
напекла кренделей в летний погожий денек. Валет Червей был всех умней и семь
кренделей уволок». Судьба валета так и осталась невыясненной, зато в фильмах
разных лет он приобретает в сюжете больше значения, становится суженым Алисы и
восстает против королевского режима.

В стеклянных шкафах выставлены большие куклы, сделанные на заказ у разных
мастеров по всей стране: неутомимая парочка упитанных Траляля и Труляля, их
никак не отличишь, на то они и братья; страшноватая, но мудрая голубая гусеница
с кальяном; мягкий и пушистый Мартовский Заяц в халате и пижаме; несколько
белокурых Алис в голубых платьицах и уродливая Герцогиня — владелица того самого
улыбающегося Чеширского кота. Герцогиня появляется дважды за все повествование:
сначала она предстает сердитой и вздорной на кухне, полной ароматов перца, а
потом доброй и ласковой — в королевском саду. Она помогает Алисе узнать рецепт
благодушного настроения, хотя, чего там таить, мы-то и так его знаем, просто
фигуру портить не хотим.

«От уксуса — куксятся, от горчицы — огорчаются, от лука — лукавят, от вина —
винятся, а от сдобы — добреют. Как жалко, что об этом никто не знает... Все было
бы так просто. Ели бы сдобу — и добрели!» В музее есть нельзя, даже сдобу, чтобы
подобреть, но такие выставки поднимают настроение и без еды. У иркутян есть
возможность вспомнить сказку до 30 декабря, после этого выставку отправят в
Улан-Удэ.

Загрузка...