В стране восходящего джаза

Иркутская группа «Доктор Джаз» рассказала о своих впечатлениях от Японии

В Канадзаву на джазовый фестиваль, который проходил этой осенью уже в четвертый раз, съехалось около 200 музыкальных коллективов. Все они выступали в течение недели на 20 площадках города. Масштаб фестиваля понятен в сравнении: в Канадзаве проживает 460 тысяч человек, что на 140 тысяч меньше, чем в Иркутске. К слову, в нашем городе собрать такой аншлаг не получается ни при каких условиях. Иркутская группа «Доктор Джаз» тоже выступила на фестивале Kanadzawa Jazz Street. Впервые побывав в Японии, музыканты привезли массу новых впечатлений и идей.

— Видно, что город живет джазом, — говорит лидер группы Александр Филиппов. —
У японцев получилось привить музыкальную культуру горожанам: джаз, настоящий,
классический, «правильный», слышался в каждом кафе и ресторане. А все японские
джазмены строго одеты и играют по нотам.

Развитие интереса к «интеллектуальной музыке» — классике и джазу — является,
по мнению участников «Доктора Джаза», государственной политикой.

Встретили иркутян тепло и радушно и сразу же стали знакомить с местным
этикетом: «Вся система японских церемоний позволяет почувствовать себя личностью
и питать уважение к собеседникам, — рассказывает Александр. — Японцы
демонстрируют одинаково уважительное отношение ко всем людям, независимо от их
социального статуса. Например, на концертах я видел мэра города, сидевшего в
середине зала, а не на особых VIP-местах или в правительственной ложе. Просто
потому, что там на все билеты — одна цена, а места занимаются по мере наполнения
зала. Если мэр опоздал, он, как и все зрители, садится на свободное место».
Иркутян поразила чистота и степень комфорта в Канадзаве. Они стремились
запечатлеть все на фото, чтобы удивить потом родных и знакомых. Фотографировали
стерильные уборные и колеса автобуса, который весь день перевозил делегацию по
городу, но оставался чистым, как с конвейера. Знакомство с культурой нации
продолжилось на рынке, где ребят поразило обилие свежих морепродуктов. Там,
пользуясь случаем, все попробовали живых устриц.

График был плотным: каждый день в девять утра иркутяне садились в автобус и
ездили по мероприятиям и встречам, которые продолжались до самого вечера. Были
экскурсии в музей японских автомобилей и сад Кенрокуэн. Но больше всего поразил
визит в одну из муниципальных школ города, где занимается детский джазовый
коллектив.

— Нам очень понравилось отношение к воспитанию детей. У них работают целые
музыкальные деревни, в которых круглые сутки находятся педагоги-волонтеры,
поэтому дети обучаются на очень выгодных условиях: недорого и в любое удобное
время. Такая свобода очень благотворно влияет на качество образования. Мы
пригласили маленьких джазменов принять участие в детском фестивале в Иркутске в
2013 году.

Сибирский джаз звучал за время фестиваля в Японии дважды. Один раз — в
деловом центре «Коринбо ла Мода», второй — под открытым небом на площади перед
синтоистским храмом «Ояма». Этнический альбом «Доктора Джаза» «Дыхание Байкала»
органично вписался в антураж прихрамовой территории.

— Японцы считают, что в подобных местах открывается космос, поэтому
творческим людям полезно там находиться, — говорит Александр Филиппов. — В
Иркутске слабо развита культура джаза, люди боятся его не понять. Но понимать
его необязательно, его нужно чувствовать и слушать сердцем. Такие фестивали —
настоящая отдушина для музыкантов.

Юбиляры

«Доктор Джаз», основателем и бессменным лидером которого является пианист и
продюсер Александр Филиппов, — одна из наиболее заметных статей иркутского
«джазового экспорта». Ансамбль, исполняющий наиболее популярную и известную
форму джазовой музыки — мэйнстрим, в этом году отмечает свое 10-летие. Музыканты
активно гастролируют, выступая не только в Сибири и по России, но и за рубежом:
в Европе, Америке, Греции. Именно «Доктору Джазу» принадлежит идея проведения в
нашем городе фестиваля «Джаз на Байкале».

ТАТЬЯНА ЕРМАКОВА target=_blank>tatyanae@pressa.irk.ru Фото из архива героев
публикации

Метки:
baikalpress_id:  17 286