Город угонщиков

В Иркутске увеличивается количество краж и угонов автомобилей

И вновь столица Приангарья предстала перед всей страной в неприглядном свете: второй раз за два месяца Иркутск возглавил рейтинг городов, где чаще всего крадут и угоняют автомобили. Данные статистики предоставили крупные страховые компании, исследования проводились на основании заявлений об угонах от клиентов фирм. Согласно информации «АльфаСтрахования», на наш город приходится 46% автомобильных краж от общего зарегистрированного числа в Сибирском федеральном округе. Специалисты страховой компании «Цюрих» заявили, что на протяжении последних двух лет и восьми месяцев Санкт-Петербург и Иркутск неизменно входили в «топ-5» по количеству зафиксированных угонов. Как складывается обстановка с поиском угонщиков, узнавала журналист «Пятницы».

— Согласно нашей статистике, в Иркутской области с начала года 23 преступника
привлечены к уголовной ответственности за кражу автомобилей; 80 человек было
задержано за угон, тогда как в прошлом году за тот же временной промежуток было
задержано 65 угонщиков. 80% угоняемых машин отечественные, основная масса угонов
происходит на улице, — комментирует ситуацию сотрудник пресс-службы ГУ МВД
России по Иркутской области Андрей Иванов. — По сравнению с прошлым годом
раскрываемость преступлений в сфере криминального автобизнеса выросла на 40%.

Несмотря на оптимистические данные, машины продолжают угонять. Видимо, у
преступников такая наука, как статистика, уважения не вызывает. Впрочем, и
злоумышленники используют вычисления: они точно знают, какая марка авто
популярнее в регионе, какую машину лучше угнать и разобрать на запчасти, а какую
— вернуть за приличное вознаграждение. Кстати, в Уголовном кодексе РФ понятия
«угон» и «кража» разделяют. Кража — это тайное хищение чужого имущества, а угон
— завладение транспортным средством без цели хищения. Это позволяет
преступникам, которые предприняли попытку украсть автомобиль, сказать, что они
хотели его просто угнать, одолжить на время. Иркутские угонщики активно
поддерживают отечественного производителя, тогда как воры предпочитают иномарки.
Самые популярные у них машины — «Тойоты» 2001—2003 годов выпуска: «Королла»,
«Марк II», «Камри», «Авенсис». Намного меньше крадут «Хонды» и «Ниссаны», совсем
редко «Мазды» и «Субару» — эти автомобили не так популярны в Иркутске,
затеряться в потоке машин преступникам на них сложнее и реализовать труднее, в
общем, на таких проще всего загреметь.

— Преступников криминального автобизнеса можно разделить на категории: одни
занимаются только автокражами, другие — спецы по автоугонам, есть те, кто
разбирает машины на запчасти, и те, кто специализируется на криминальном
возврате. Это целая система, — рассказывает и. о. заместителя начальника полиции
по оперативной работе УМВД России по Иркутску Герман Братчиков.

С криминальной системой борются тоже систематически: в Приангарье регулярно
проводятся оперативно-профилактические мероприятия, рейды, в ходе которых
проверяются гаражные кооперативы, парковки и стоянки в поисках так называемых
отстойников. В Иркутске в этом году появилось специализированное подразделение
по противодействию криминальному автобизнесу. В городе ежедневно крадут и
угоняют 5—6 машин, столько же, но за неделю, полицейские возвращают владельцам.
Среди иркутян находится много желающих вернуть своего четырехколесного друга без
вмешательства органов, бумажной волокиты и скитаний по кабинетам. Они надеются
на честность преступников, хотя какая может быть честь у тех, кто промышляет
воровством? Однако криминальный возврат в нашем регионе пользуется спросом.

— Когда у человека пропадает автомобиль, он, естественно, дает объявление в
бегущей строке или в газете о пропаже. Через некоторое время ему начинают
звонить и предлагать вернуть авто за «вознаграждение», обычно эта сумма равна
трети от стоимости украденной машины. Но гарантий, что автомобиль будет
возвращен владельцу, нет. Мошенники, играющие на чувствах пострадавших, звонят и
предлагают свои услуги посредника. Иные жертвы автомобильных воров даже не
удосуживаются расспросить «благодетелей», что находится в салоне машины, чтобы
подтвердить правдивость их заявлений, — говорит консультант иркутской
юридической фирмы Алексей Комаров. — В любом случае, вместо того чтобы вести
переговоры с преступниками, лучше обратиться в полицию. Бывают случаи, когда
машину возвращали владельцу спустя всего несколько часов после кражи.

В этом году таким образом отличились сотрудники ангарской полиции: они
раскрыли угон еще до того, как о нем узнала хозяйка машины. Сотрудники ГИБДД
задержали автомобиль «Хонда-Цивик». У 19-летнего жителя Зимы, управлявшего
машиной, не было на нее документов. Небольшое расследование помогло установить
личность парня — он оказался сторожем платной стоянки и умыкнул авто с места
работы. А владелица «Хонды» о недобросовестности сторожа узнала от полицейских,
которые и вернули ей автомобиль.

Еще один случай произошел в прошлом месяце: сотрудники ГАИ, объезжая район
Малой Топки, нашли «шестерку» без номеров, в машине спали двое мужчин.
Полицейские их разбудили, начали задавать вопросы, попросили показать багажник.
В нем обнаружили засвеченные номера: машина сутки как была заявлена в розыск.
После задержания мужчины сознались в содеянном. Они оказались не
профессиональными ворами, а обычными любителями покататься на чужих авто.

Надо сказать, в основном угонами промышляют несовершеннолетние и ранее
судимые — они садятся за руль чужой машины, пребывая в алкогольном опьянении,
преступают закон, чтобы покуражиться. С такими преступниками бороться хоть и
легче, но горя от них не меньше.

Сотрудники полиции, работавшие в советские годы, если и не с тоской, то с
ностальгией вспоминают время, когда машин было так мало, что и красть было
нечего. Ведь с каких таких заработков советский человек мог позволить себе
купить машину? В те годы автомобиль был не средством передвижения, а скорее
символом достатка. Долгое время список угоняемых машин в Восточной Сибири
возглавляли «копейки» — ВАЗ-2101 и «Москвичи-412». Замок их двери, по рассказам
оперативников, преступник мог открыть за несколько секунд с помощью обычной
металлической линейки.

Пенсионер МВД Илья Архипович Кузнецов вспоминает, что раньше крали больше не
автомобили, а велосипеды и мотоциклы: «Оставят около магазина без присмотра
транспорт, а вор подхватит его тут же и уедет. Такие преступления раскрывались
быстро. Угоняли велосипеды и мотоциклы подростки. А машин-то было немного, все
заметные, на виду, воровать было нечего. Другое дело — 90-е годы, тогда-то все и
началось. Помню громкое дело: банда из Чунского района останавливала водителей,
перегонявших автомобили из Владивостока, и не просто выбрасывала из салона
людей, а убивала их, тела закапывали в лесу».

Защити автомобиль

В последнее время в Иркутске, по словам полицейских, чаще похищают более
дорогостоящие автомобили: «Тойта-Прада» и «Лэнд-Крузер». 30 машин этих моделей
украли за полтора месяца. По-видимому, в городе появилась новая преступная
группировка, снабженная специальными электронными приспособлениями для взлома
машин. Техника не стоит на месте, хотя продажа сканеров и кодграбберов (приборов
для взлома автосигнализации методом перебора статистических кодов) в нашей
стране запрещена, на черном рынке этих приспособлений хватает. Кроме дорогих
блокираторов и прочих устройств, мешающих угонам и кражам, владельцам авто не
следует забывать о самом простом и верном средстве — бдительности.

Кто ищет, тот найдет

Иркутянин поделился с читателями «Пятницы» секретом, как вернуть угнанный
автомобиль

Есть такая поговорка: снаряд дважды в одну воронку не падает, но жизнь
показывает, что сегодня возможно все. У иркутянина Николая Колотушкина за
последние полгода дважды угоняли автомобиль, и оба раза предприимчивый мужчина
находил свою машину в целости и сохранности, причем без помощи полиции.

Николай Колотушкин автомобиль Toyota Wish купил года три назад, за это время
успел привыкнуть к машине, менять или продавать ее не собирался. Он установил
сигнализацию, самую простую, авто ставил на ночь преимущественно в гараж либо на
стоянку. Приняв эти меры безопасности, Николай более о судьбе своей иномарки не
беспокоился, спал, как герой из ТВ-рекламы про налоги, спокойно. Первый раз
машину Николая угнали средь бела дня в конце февраля.

— Я приехал на работу, машину, как обычно, оставил во дворе рядом с офисом, у
нас там все сотрудники паркуются. Мы с женой договорились, что в перерыве я за
ней заеду и мы вместе пообедаем. Выхожу из офиса, смотрю, а машины нет, —
вспоминает Николай. — Поискал, конечно, немного: вдруг поставил в другое
место... Но потом вспомнил, где припарковался. Позвонил жене, потом в полицию.
Полицейские приехали через час: осмотрели место, составили протокол, и один из
них посоветовал мне самому поездить по близлежащим дворам и поискать машину с
помощью сигнализации. Иркутянин не обладал ни экстрасенсорными способностями, ни
связями с блатными мира сего, ни внушительным банковским счетом, способным
покрыть расходы на армию первоклассных детективов. Зато у мужчины был план и
слабая, очень слабая надежда на то, что он сработает. Он попросил друга
прокатить его на машине тем же вечером в районе площади Декабристов — рядом с
местом преступления. И спустя полтора часа блужданий по городским закоулкам
друзья наткнулись таки на автомобиль Николая: машина откликнулась на призыв
родной сигнализации.

— В дворик недалеко от ДОСААФа заехали, вдруг запиликала сигнализация.
Смотрю, моя Toyota Wish стоит, практически не тронутая, — рассказывает владелец
угнанного авто Николай. — Каких-то 1200 метров отделяют двор от моей работы. Я,
естественно, вызвал полицию, машину мне разрешили забрать сразу, хотя это и не
совсем по правилам. Оказалось, что в этот день по городу пропало еще 11
автомобилей!

Прошло 3 месяца, история повторилась. И хотя Николай принял более действенные
превентивные меры: приобрел и установил в машине несколько противоугонных
средств, истратив более 10 тысяч рублей, его Toyota Wish все равно подверглась
нападению. На сей раз ее попытались угнать в темное время суток. Сотрудники МВД
заявляют, что больше половины всех краж транспорта совершаются как раз под
покровом ночи во дворах домов, где машины оставляют без присмотра. Знаете, как в
популярной нынче игре: город засыпает, просыпается мафия. Пока Николай
Колотушкин спал, преступники бодрствовали. Машина вопреки обыкновению стояла под
окнами дома хозяина, и в тот момент, когда ее замок взломали, сигнализация
разбудила всех жильцов этого дома. Надрывно воя, автомобиль проехал всего два
метра, а дальше благодаря новой противоугонке везти преступников отказался. Те
поспешили скрыться, и Николай, выбежав стремглав на улицу, уже никого не
обнаружил.

— Я был так зол, что справился бы с ними без всякого оружия. Но никого не
нашел, — говорит мирный с виду мужчина. — Выключил сигнализацию, откатил машину
назад. Я понял, что лучше не скупиться на сигнализации и противоугонные системы,
да еще страховку оформлять надо вовремя. Мы сами должны заботиться о сохранности
своей собственности.

ЕЛИЗАВЕТА КЛИНОВА, target=_blank>lizak@pressa.irk.ru Фото автора и с сайта ГУ МВД
России по Иркутской области

Загрузка...