Три часа сплошного экстаза

На известного певца Стаса Михайлова в Иркутске ходят целыми коллективами

На прошлой неделе в очередной раз в нашем городе выступал заслуженный артист России Стас Михайлов. Разумеется, при полном аншлаге. Было как всегда: битком набитый зал, люрекс, стразы, огромные букеты, начесы и дикий восторг. Понять истоки всепоглощающей любви иркутской публики к Стасу Михайлову попыталась обозреватель «Пятницы».

Предвкушение встречи с прекрасным чувствовалось еще по пути на концерт — в
маршрутке. Сразу четыре пассажирки держали в руках полутораметровые в обхвате
букеты. Для любимого исполнителя ничего не жалко: чем больше любовь, тем
внушительнее букет. — Что-то я так волнуюсь, — делилась девушка лет 20 с
длиннющими ногтями, — в прошлом году перед концертом тоже такое было. — А я до
сих пор не верю, что увижу Стаса вживую, — отвечала ее подружка, тоже с ногтями.

Ждать начала концерта пришлось минут сорок. За это время можно было составить
представление о целевой аудитории певца. Соотношение мужчин и женщин — примерно
1 к 100. Как это ни удивительно, было немало совсем молодых женщин, даже
девочек. Но основная масса — от сорока и выше. Естественно, много люрекса,
стразов, ярких теней, накладных ногтей и «вавилонов» на головах — в общем, всего
того, что настоятельно не рекомендует ведущая «Модного приговора» Эвелина
Хромченко.

Сразу передо мной сидели две дамы средних лет в сверкающих платьях. С ними
была полноватая девочка лет 11. Она готовилась вручить Михайлову розу,
украшенную какими-то блестящими усиками, а в ожидании счастливого мгновения ела
сладкую вату. Позади сидел женский коллектив (на концерты Стаса, оказывается,
ходят целыми отделами, организациями, фирмами), они оживленно обсуждали какую-то
непутевую коллегу, давали по телефону инструкции своим мужьям по поводу селедки
на ужин. При этом все дамы ревниво следили, чтобы никто не посмел загородить им
обзор. «Женщина, — кричали они зрительнице, задержавшейся возле лестницы, —
уйдите оттуда, вы нам мешаете». Замечу, что в этот момент на сцене еще никого не
было. Вообще, в воздухе чувствовалось сильное напряжение, что вполне
естественно: женщин много, а Стас Михайлов один.

Накануне концерта я много читала, что на Михайлова ходят в обязательном
порядке чиновники, особенно силовики. Об этом даже писала телеведущая Татьяна
Лазарева, дескать, они вынуждены ходить, чтобы не выпасть из обоймы. Но лично я
в зале никого из известных людей не видела. Хотя, может, они были инкогнито? В
социальном плане большую часть публики составляли пенсионерки и
представительницы, скажем так, очень среднего класса. Судя по внешнему виду,
бухгалтеры, сотрудницы разных контор, продавцы, школьные учителя... Это,
конечно, несколько пугает: если для учителей Михайлов лучший, то как дальше
жить? Наконец под грохот аплодисментов и крики восторга на сцене появился Стас
Михайлов. Со всех сторон понеслись вздохи: красивый, обалденный, какой мужчина,
классный и т. д.

Пока дамы неистовствовали, я попыталась вспомнить, кого мне напоминает этот
образ. Ответ пришел очень быстро — ну конечно, суперменов из индийских фильмов:
сумрачный взгляд исподлобья, шикарный костюм, расстегнутая до пупа рубашка,
перстни, много блестящего и обтягивающего. Все эти атрибуты у Стаса
наличествовали: приталенный пиджак, а под ним что-то просвечивающее и
облегающее, массивная пряжка на ремне, темные очки и, конечно, крест на груди.
Это вам не какие-то легкомысленные маечки а-ля Дима Билан или женоподобные кудри
Киркорова. Сразу видно: человек солидный, несуетливый, истинно верующий,
семьянин — короче, настоящий мужик, из тех, кто скажет как отрежет, взглянет как
огнем опалит. Нашим женщинам такие нравятся.

Теперь о музыкальной составляющей. Надо отметить, что Стас выступал в
сопровождении большого ансамбля, и музыканты играли довольно профессионально.
Стиль? Многие критики Михайлова считают, что в музыкальном плане здесь говорить
не о чем. Как написал Олег Кашин: «Чудовищные тексты в кабацкой аранжировке».
Действительно, количество всяких «хэй-хэй», «на-на-нэй», «иуххх» и всего того,
что называют цыганщиной, порой просто зашкаливало. Время от времени звучало
что-то очень знакомое. В одной из песен я с изумлением опознала аккорды
знаменитого хита Элтона Джона Sorry seems to be the hardest word, в другой — еще
кого-то из западных звезд.

Может, в музыкальном плане здесь говорить действительно не о чем, но стоит
поговорить о том, почему народу это нравится, а никакие западные форматы типа
«Фабрики звезд» на нашей почве упорно не приживаются. Порой мне даже кажется,
что ажиотаж вокруг Стаса Михайлова — это своего рода народный протест против
западных форматов.

То, что делает Михайлов, некоторые критики называют пост-шансоном, то есть
шансоном, очищенным от криминальной составляющей. Но лично я в его песнях не
услышала родовых признаков шансона. По стилю и содержанию творчество Михайлова
больше напоминает дух советских ВИА времен «Верасов» и «Синей птицы». Та же
задушевность, пафос, сиротство. Также вспомнился Влад Сташевский, который в свое
время заставил страдать чуть ли не половину страны, но быстро сдулся.
Разумеется, Игорь Тальков, особенно по части текстов. Но еще больше по звучанию
и по настроению это было похоже на некогда мегапопулярную группу «Нэнси» с ее
незабвенным хитом «Дым сигарет с ментолом». Только у Стаса Михайлова в отличие
от предшественников больше высокопарных слов, пафоса, брутальности, гламура.
Одна песня следовала за другой, речь в них шла о «берегах мечты», «ангелах
любви», «замках из песка», «полетах во сне», «волнах судьбы». На больших экранах
в это время шел видеоряд: облака, волны, купола, кресты, дороги, поля, летящие
птицы.

В перерывах между песнями Михайлов общался с публикой: — Что, мой охранник
опять не пускает? Пускайте людей на сцену. Фотографируйте в зале, разрешаю.
Пожалуйста, снимайте. После каждой песни у сцены выстраивалась очередь по 10, а
то и по 15 женщин и девочек. Они вручали кумиру букеты в блестящих розовых
обертках «с фестончиками». В результате образовалась внушительная гора из роз и
хризантем. Интересно, что потом Стас будет с этой горой делать? Всем дамам было
разрешено поцеловать певца в щеку. А некоторые, изловчившись, вставали рядом,
приобняв кумира, — внизу уже наготове стояли подружки с фотоаппаратом. Щелк — и
вот оно счастье: «Я и Стас».

— Я бы хотел, — сказал кумир российских женщин, — чтобы каждая песня, хотя бы
одна из них, оставила след в вашем сердце. Спасибо вам, дорогие мои,
настоящие...

Перед тем как удалиться на перерыв, Михайлов представил своего протеже —
молодого певца Максима Олейникова. — Я показываю ему, что надо делать, как петь.
Это человек талантливый, из простой обычной семьи.

И хотя Максим пел очень неплохо (правда, в том же стиле, что и его
наставник), зрители пришли вовсе не за этим, и многие на время перерыва покинули
зал. Возможно, чтобы успеть опрокинуть рюмку коньяку.

Во втором отделении Михайлов предстал в еще более ослепительном облике: белые
брюки, пиджак с отделкой. И снова восторженные возгласы: как стильно, супер,
обалдеть. И снова песни о разлуке, тоске, судьбе, предательстве, лжи и
раскаянии... Дамы буквально пылали в экстазе, как поется в одной песне.

А я все время спрашивала себя: почему Михайлов? В чем заключается его
феномен? Почему он, а не Киркоров, Басков или Билан? Может быть, потому что они
слишком правильные: хорошо поют, слишком профессиональны, слишком артисты. А
Стас именно то, что надо. Процитирую высказывание одного безымянного
комментатора в Сети, поскольку лучше все равно сформулировать не смогу:
«Брутальный мужик, поет песни о неразделенной любви и об одиночестве. При этом
он не такой сладкий, как Басков, и не такой приблатненный, как Шуфутинский.
Точно не представитель ЛГБТ-сообщества и не какой-то там рокер-неформал. То, что
нужно женщинам от 25 до 60». Добавлю от себя, что в Михайлове есть некая тайна:
учился на летчика, бедствовал, страдал. У нас вообще любят страдальцев.

Да, все его творчество выглядит очень самодеятельно, а временами даже
пошловато, но я бы не стала смеяться над Михайловым и его поклонницами. А тем
более упрекать в отсутствии вкуса и культуры. Я вижу в том, что он делает, даже
некий прогресс. Если массовая публика отходит от блатняцкого шансона в сторону
шансона гламурного, это уже большое достижение. Глядишь, год за годом
последователи Михайлова трансформируются в нечто более цивилизованное.

Что думает народ?

Эти высказывания взяты с многочисленных фан-сайтов поклонников Стаса
Михайлова, социальных сетей и блогов. Орфография и пунктуация авторов сохранены.

* «Не каждаму дано найти путь к серцам женщин среди его поклониц много и
молодежи и мужчин».

* «Его песни о жизни! И тем кому это не нравиться пусть слушают свою
лабуду и говорильщиков где нет ни слов ни мелодии и через минуту все стирается!»

* «Стас Михайлов настоящий мужчина, просто мечта всего женского пола!
Молодец!»

* «От песен хочется плакать и радоваться. Искренние и великолепные
произведения. Как не хватает нам таких мужиков!!!»

* «Нет слов, балдею, класс, обожаю, офигенно».

* «Прекрастная жизненная музыка! Замечательные песни! У Стаса такой
коллоритный и сексуальный голос!»

* «Стас Михайлов, лучший поэт нашего времени!!! Очень душевные песни,
тем более с его прекрассным,сильным голосом оживляющим эти песни, они еще более
проницательнее!»

* «Он самый лучший, красивый если не нравится нечего читать. так что
закройте рты он сам всего добился не за деньги как некоторые. Стас я тебя люблю
хотя мне и 15 а одевается вообще супер».

* «Творчество Михайлова стольких людей сделало счастливее и добрее. Чем
больше вы поливаете его грязью, тем сильнее мы вокруг него объединяемся и еще
больше его обажаем!»

* «Стасу конечно по-барабану все эти женщины-поклонницы, но он безумно
рад, что нашел свою нишу — незатейливые песни о любви для женщин средних лет и
теперь деньги текут рекой. Он попал в десятку в плане финансов. И неважно, что
песни весьма посредственные. А дамочкам неважно, что на них цинично делают
деньги. Есть спрос на такую музыку — есть предложение. И сложно сказать, это у
Стаса такой плохой вкус или у 90% женщин средних лет».

* «Скажи мне что ты слушаешь и я скажу кто ты. Какие нафиг тексты?!
Примитив для одиноких дам кому за 45! Наш народ имеет тех на сцене, кого
заслуживает. Культура и народ пока далеко друг от друга».

* «Надо ввести понятие нового музыкального стиля — розовый шансон. А
вообще мерзко и стыдно за такое количество дегенератов».

* «Слащавый голос, положенный на якобы стихи — набор бессмысленных фраз,
вот что такое ваш Стас Михайлов».

Метки:
Загрузка...