Операция «Памятник»

В центре Иркутска поселились Трус, Балбес и Бывалый со своим знаменитым автором — Леонидом Гайдаем

Открытие памятника знаменитому режиссеру Леониду Гайдаю стало настоящим праздником для иркутян. На площади возле цирка собрались как специально приглашенные гости, так и бежавшие мимо по своим делам горожане. Услышав фамилии Светличная, Лановой и Золотухин, останавливались все. Настроение публики портили только неорганизованные организаторы, которые, расчищая дорожку для випов, грубо расталкивали горожан.

Впрочем, именитые гости не торопились на импровизированную сцену между двумя
скульптурами: режиссера Леонида Гайдая и персонажей его комедий. Они, как
положено, общались в сторонке с первыми лицами города.

Тем временем толпа у новых памятников росла и множилась. Подъехали
организаторы I Международного кинофестиваля семейных и детских фильмов «Сердце
Байкала», который проходил в эти дни в Иркутске, дети из театральной студии
имени Леонида Гайдая, журналисты.

Из динамиков звучали отрезки песен и музыки из фильмов любимого режиссера.
Люди пританцовывали и переговаривались, готовые уже позитивно реагировать на
каждое слово представительных персон. Забежавшую на шум толпы собаку тут же
окрестили псом Барбосом, провели сравнительный анализ скульптур Труса, Балбеса и
Бывалого с игравшими их актерами.

— Ну, Никулин с Моргуновым вроде похожи, а Вицина что-то не узнаю, — сказала
иркутянка, в первый раз посмотревшая эти комедии еще, наверное, на телевизорах
марки «КВН».

— Да не, похож. А вот Гайдай какой-то странный. Что это у него за хохолок? —
возмущалась соседка.

— Ну что, прическа, наверное, такая была... Долго томить собравшихся все же
не стали. К микрофону пригласили первых лиц города. Мэр Виктор Кондрашов
отметил, что Иркутск гордится своим земляком, на фильмах которого выросла вся
страна. И тот факт, что скульптурная композиция была поставлена за счет
спонсорских средств — тому подтверждение. Президент кинофестиваля Александр
Ковтунец выразил надежду, что молодежь будет культурно расти, просматривая
фильмы Гайдая и посещая памятные места.

Когда к микрофону пригласили дорогих гостей, иркутяне готовы были внимать
каждому слову, с интересом разглядывали, во что одеты москвичи и как себя ведут.
Валерий Золотухин был одет в серый костюм в мелкую полоску и бело-синий шарф,
опирался на стильную трость. Василий Лановой — в голубую рубашку с галстуком и
светло-бежевый пиджак. Несмотря на замечание Андрея Лабыгина о том, что Иркутск
сегодня побаловал гостей солнышком, артисту вынесли куртку.

— Я просто потрясен этим памятником, — сказал Валерий Золотухин. — Считаю,
что он поставлен не только Гайдаю, но и вообще нашему советскому кинематографу,
нашему времени, когда нам по- счастливилось жить.

— Не каждому архитектору удается передать не только внешнее сходство, но и
характер, и настроение. Это его поза, очки, его хохолок... Чтобы изваять в
бронзе человека, нужен талант, — отметила заслуженная артистка России Светлана
Светличная. — Спасибо Леониду Гайдаю за то, что он сделал счастливыми актрис,
которые прикасались к его творчеству, снимались в его нетленных картинах.

Жил в Иркутске

Режиссер, сценарист, актер Леонид Иович Гайдай жил в иркутском предместье
Глазково, учился в железнодорожной школе № 42. В детстве очень любил кино,
особенно фильмы Чаплина. По воскресеньям, когда показывали Чаплина, он приходил
на первый сеанс. В конце фильма он ложился на пол между рядами, заползал под
сиденья и, спрятавшись, пережидал перерыв между сеансами, чтобы снова посмотреть
любимый фильм. Иногда он проделывал это несколько раз в день. Окончил школу 18
июня 1941 года, хотел записаться в армию, но его не взяли по возрасту. Тогда
Гайдай устраивается рабочим сцены в иркутский театр, где в связи с войной
остался на эвакуации Московский театр сатиры. Гайдай смотрел все их спектакли,
ездил вместе с ним на гастроли. Одновременно играл в спектаклях театральной
студии при Доме культуры железнодорожников.

Любимые фильмы

* «Самогонщики» (1961)

* «Операция «Ы» и другие при-ключения Шурика» (1965)

* «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966)

* «Бриллиантовая рука» (1968)

* «12 стульев» (1971)

* «Иван Васильевич меняет профессию» (1973)

* «Спортлото-82» (1982)

Загрузка...