«Золотую пряжку» начистят

Кругобайкальскую железную дорогу ждут перемены

За КБЖД давно закрепилось красивое сравнение с золотой пряжкой на стальном поясе России. В начале сентября дорога отмечала 108 лет со дня официального открытия (12 сентября 1904 года). Не юбилей, конечно, но все-таки дата. К тому же отмеченная грядущими переменами на КБЖД: правительство Иркутской области начало переговоры с территориальным управлением Росимущества о передаче в собственность РЖД Кругобайкальской железной дороги. О том, что это значит для самой дороги и для туристов — сегодня в еженедельнике «Пятница».

— Сейчас КБЖД находится во владении двух структур: как объект
культурно-исторического наследия — у министерства имущества России и как объект
железной дороги — у РЖД, — объясняет заместитель начальника Восточно-Сибирской
железной дороги по корпоративному управлению и работе с органами власти
Александр Парщиков. — Но Кругобайкалка должна находиться в одних руках, которые
будут следить за состоянием дороги, чтобы сохранить ее. С тем, что Кругобайкалке
нужна помощь, согласны и сотрудники «Кругобайкальского экспресса» — единственной
туристической компании, которая возит туристов по КБЖД.

— Туристам, конечно же, нравятся летние и осенние пейзажи КБЖД, тоннели,
которые обильно поросли растительностью и от этого приобрели живописные виды, —
говорит экскурсовод Елена. — Или зимние галереи, с промерзших потолков которых
свисают сосульки. И мало кто понимает, что все это свидетельствует об упадке
архитектурных объектов, а тоннелям, галереям, мостам и виадукам требуются ремонт
и реставрация. Действующие тоннели не должны находиться в таком состоянии.

ВСЖД обещает вкладываться в КБЖД: по словам заместителя начальника ВСЖД по
корпоративному управлению и работе с органами власти Александра Парщикова, в
прошлом году это была сумма в 50 млн рублей, в этом — более 56 млн рублей, в
2013-м она возрастет еще на 20 миллионов.

— Эти деньги пойдут на проектно-изыскательские работы, направленные на
предотвращение и устранение обрушений, — объясняет Александр Парщиков. — А уже в
2014-м на основании проделанных работ будут выделяться деньги на укрепление
архитектурных сооружений.

По насыщенности инженерными сооружениями КБЖД не имеет равных в России и
занимает одно из первых мест в мире. Сейчас на КБЖД используется 38 тоннелей
общей длиной 9063 метра, 15 каменных галерей общей длиной 295 м (используется
только пять), три железобетонные галереи с отверстиями, 248 мостов и виадуков,
268 подпорных стенок. Тоннели и каменные галереи Кругобайкальской железной
дороги уникальны тем, что они строились по нетиповым проектам и не были
перестроены в последующие годы, сохранив первоначальный замысел архитекторов и
инженеров начала века.

Проехав по однодневному туристическому маршруту КБЖД, журналист «Пятницы»
убедился, что спрос туристов на путешествие по исторической дороге высок. В
обычный будний день все три вагона Кругобайкальского экспресса оказались полны —
многочисленная делегация гостей из Китая, туристы из Германии, москвичи и жители
Иркутской области. На самой продолжительной стоянке спортивные немцы с рюкзаками
изучали склоны гор; томные москвичи, позируя, принимали солнечные ванны; а
неутомимые китайцы, до зубов вооруженные мощной фототехникой, открыли фотоохоту
на пейзажи такой красоты, которая им и не снилась!

Затаив дыхание

Длина самого короткого тоннеля на КБЖД — 35 метров. Романтики, а скорее,
туроператоры, дали ему название «Тоннель желания» и придумали традицию: если
пробежать по нему, задержав дыхание и загадав желание, оно обязательно сбудется.

ТАТЬЯНА ЕРМАКОВА, target=_blank>tatyanae@pressa.irk.ru. Фото автора Выражаем
благодарность туристической компании «Кругобайкальский экспресс» в подготовке
материала и сборе информации

Метки:
baikalpress_id:  17 147