А напоследок он сыграл (есть видео)

Владимир Спиваков в заключительные дни музыкального фестиваля «Звезды на Байкале» преподнес иркутянам сюрпризы

10 дней фестиваля «Звезды на Байкале» пролетели стремительно. За это время перед иркутянами и гостями города выступили прославленные и начинающие, но уже известные в музыкальном мире исполнители. Три первых дня недели — три заключительных дня фестиваля на сцене музыкального театра и концертного зала областной филармонии балом правил маэстро Спиваков.

На концерте симфонического оркестра Мариинского театра, в прошлое воскресенье
игравшего Шостаковича под руководством Валерия Гергиева, атмосфера в зале была
совершенно другая. Тогда между артистами и зрителями будто была невидимая
граница — нас что-то незримо удерживало в темном зале, не пускало к свету сцены.
Сосредоточиться на музыке не давал раздававшийся то там, то тут кашель, публика
играла свою симфонию простуды. А может быть, все дело было в самой музыке? Одна
из зрительниц после концерта сказала: «Бедный Шостакович, как же тяжело ему
было, как же терзало его изнутри, что он написал такие драматические вещи».

Концерт музыки Брамса в исполнении Дениса Мацуева и Национального
филармонического оркестра России, напротив, воодушевил, наполнил энергией. В
какой-то момент, только на минуту даже показалось, что в зале пахнуло весенней
свежестью, скорее всего, это были чьи-то духи, а может, сама мелодия так
поиграла с восприятием. Потом чирикнула птица, но это-то точно был рингтон
чьего-то мобильного, безответственно оставленного в обычном режиме. После
Мацуева должен был выступать китайский скрипач Фэн Нин, но вместо него оркестр
стал играть Четвертую симфонию Чайковского. Когда артисты закончили выступление,
зрители долго, действительно долго аплодировали. Владимир Спиваков несколько раз
выходил на поклон, в конце концов он тихо, но внятно объявил: «Вальс «Спящая
красавица»...

А после все повторилось: аплодисменты, крики «браво» и «бис». И снова
Спиваков объявляет: «Вальс «Маскарад». Он дирижировал так увлеченно, с таким
душевным подъемом, что казалось, будто концерт только начался, а не продолжается
два часа. После хачатурянов- ского «Маскарада» была его же «Лезгинка» и «Свадьба
дона Алонса». Каждый раз зрители рукоплескали стоя, кто-то смущенно улыбался:
вроде как неприлично долго не отпускаем маэстро. Но расходиться не хотелось, а
благодарность за полученное огромное удовольствие иными действиями, как обычным
хлопаньем в ладоши, не выразить. На следующий день Владимир Спиваков давал два
концерта: в филармонии он аккомпанировал на скрипке московской оперной певице
Анастасии Белуковой. Это был вечер музыки Иоганна Баха «Возлюбите мир!», где
исполнялись арии из кантат.

Вечером 19 сентября на закрытии фестиваля в музыкальном театре показали
старый фильм Чарли Чаплина «Огни большого города». Его сняли в 1931 году, немую
комедию в то время озвучивали в американских кинотеатрах таперы — музыканты,
играющие преимущественно на пианино. Для своего фильма Чаплин сам написал
музыку. Позже была сделана ее аранжировка, в слегка обновленном виде ее и
представили иркутянам.

Современными таперами выступили артисты Национального филармонического
оркестра России под руководством Спивакова. Поначалу в зале слышна была только
музыка, но к середине фильма все уже громко смеялись над приключениями забавного
бродяги — героя Чаплина. Субтитры к фильму были оригинальными, но особых знаний
перевод не требовал: для того чтобы рассказать историю любви, достаточно одной
музыки. За полтора часа музыканты раскрасили черно-белую ленту в яркие и
насыщенные цвета.

Дорогая во всех смыслах

Маэстро Спиваков уже много лет играет лишь на одном инструменте — скрипке
работы Страдивари. Стоит она два с половиной миллиона долларов, музыканту
подарили ее меценаты в пожизненное пользование. Поскольку Владимир Теодорович
человек суеверный, к скрипке, кроме него, никто никогда не прикасается — Скрипка
— особое существо. Иногда друг, иногда сестра, иногда непрощающий человек,
иногда некто, кто говорит мне: «Ты бездельник, возьми меня в руки, вспомни то, с
чего ты начинал». Но для того чтобы она прощала, поддавалась, отдавалась и была
проводником твоих чувств и мыслей к сердцам слушателей, ей нужно служить —
каждодневно, ежечасно, — высказался в одном из интервью Спиваков.

Видеосюжет можно посмотреть по следующей ссылке: href="http://www.youtube.com/watch?v=ohHLcyv192s&feature=plcp" target=_blank
target=_blank>Звезды зажигают на Байкале.

Метки:
baikalpress_id:  31 727