Билетов нет и не будет

Концерты музыкального фестиваля «Звезды на Байкале» в Иркутске идут с сумасшедшим аншлагом

В первый день фестиваля — воскресенье, 9 сентября, в Иркутске началось бабье лето. Конечно, странно было бы увязывать погоду и музыку воедино, но настроение повысилось и от того, и от другого. В холле музыкального театра за полчаса до начала концерта появились нарядные дамы в шляпках, меховых накидках и мужчины в строгих костюмах. В буфет за традиционными бутербродами с икрой и кофе заглядывали целыми семьями, большая компания друзей за одним из столиков даже провозгласила тост за начало фестиваля. В общем, праздник почти для 900 человек — столько зрителей вмещает театр. Но если говорить об ощущении торжества, то это чувство со зрителями разделили и музыканты: это было видно по тому, с какой энергией и отдачей они выступали.

После приветственных обращений губернатора и председателя Законодательного
собрания Иркутской области, директора музыкального театра и самого главного
организатора фестиваля на сцене появился Московский камерный оркестр Musica Viva
под руководством знаменитого дирижера Александра Рудина. Как говорится, гул
затих...

Описывать музыку — занятие трудное и бесполезное, вряд ли подберутся слова,
отражающие полноту звучания инструментов и виртуозность исполнения артистов. Но
вот эмоции, настроение в зале — этим, пожалуй, поделиться можно. Ощущение
праздника усилилось еще больше — это был двухчасовой душевный подъем: музыка
вселяла радость, даже счастье, вспоминались самые яркие моменты из жизни, и в
голове проносились какие-то чудные образы из давних мечтаний. Было интересно
угадывать, чему посвящен тот или иной отрывок.

А когда выступал тенор Роман Муравицкий, даже не зная языка, на котором он
исполнял арии, было понятно и близко то, о чем он пел, будь то неаполитанская
тарантелла или баллада Герцога из оперы «Риголетто». Артист, кстати, в начале
90-х работал в хоре Иркутского музыкального театра, учился на музыкальном
факультете Иркутского педагогического института по классу баяна и там под
влиянием своего педагога Васильевой начал серьезно заниматься вокалом, а затем
поехал покорять Москву. На открытии фестиваля в зале присутствовала педагог,
рассмотревшая в своем ученике дар, и оттого, по заверению конферансье,
Муравицкий сильно волновался. Но на талантливом исполнении это никак не
отразилось.

В программе первого дня фестиваля: И.Гайдн, Дж.Россини, Н.Паганини, Дж.Верди,
К.Сен-Санс, П.Чайковский, С.Прокофьев. На скрипках солировали Граф Муржа и Борис
Бровцын, на виолончели играли Борис Андрианов и Александр Рудин. Последний, даже
выступая соло, умудрялся дирижировать оркестром. Артисты вели себя на сцене
экспрессивно, в заключение в первом концерте Прокофьева солировал Денис Мацуев —
от избытка чувств музыкант притопывал ногами. Ответная реакция на живое (в
лучшем смысле этого слова) исполнение — долгие, очень долгие аплодисменты.
Артистов по нескольку раз вызывали на поклон после каждого выступления.

На следующие два дня фестиваль переехал из театра в филармонию: в понедельник
вновь играл оркестр Musica Viva, а во вторник — наш Губернаторский симфонический
оркестр. В среду любители органной музыки собрались послушать народного артиста
России Гарри Гродберга, без которого не обходится ни один фестиваль «Звезды на
Байкале».

У музыканта с иркутским органом особенные отношения: около 40 лет назад
Гродберг курировал его установку. На этот раз артист представил программу «Бах и
его эпоха», он сыграл бессмертные произведения не только знаменитого Баха, но и
музыкантов XVIII века, чье творчество отразилось на работах Иоганна Себастьяна:
Вивальди, Генделя, Куперена. Германская пресса прошлых лет писала, что «никто с
таким мастерством не исполняет Баха, как московский органист», иркутяне в этом
убедились самолично.

Тема музыки Баха в фестивале будет отражена еще один раз: в заключительном
концерте сам маэстро Спиваков будет играть на скрипке в программе «Возлюбите
Баха». Билеты на этот концерт уже проданы, впрочем, как и на все остальные:
иркутяне и гости нашего города не пожалели 5000 рублей (таков ценовой потолок на
последний день фестиваля), чтобы послушать классику в исполнении при-знанных
мэтров.

Кто к нам приехал?

Гарри Гродберг — народный артист России, лауреат Государственной
премии, кавалер орденов Почета и «За заслуги перед Отечеством» IV степени. В
январе 2010 года за высокие достижения в искусстве он был удостоен ордена
Дружбы. Свой первый сольный концерт органист дал в 1955 году, когда ему было 26
лет. Вскоре после этого блестящего дебюта молодой музыкант по рекомендации
Святослава Рихтера и Нины Дорлиак стал солистом Московской филармонии.
Крупнейший пропагандист и интерпретатор творчества Баха, Гарри Гродберг является
почетным членом Баховского и Генделевского обществ в Германии, входил в состав
жюри Международного Баховского конкурса в Лейпциге.

В 23 года Валерий Гергиев одержал победу на конкурсе дирижеров имени
Герберта фон Караяна в Берлине и еще студентом Ленинградской государственной
консерватории по классу симфонического дирижирования был приглашен в Кировский
театр (ныне — Мариинский). В 35 лет был избран художественным руководителем
оперной труппы, а с 1996 года маэстро Гергиев — художественный
руководитель-директор Мариинского театра. Помимо художественного руководства
Мариинским театром Валерий Гергиев сотрудничает с ведущими коллективами: много
лет он занимал пост главного дирижера Роттердамского филармонического оркестра и
главного приглашенного дирижера нью-йоркской Метрополитен-опера.

К моменту завершения обучения в Московской консерватории в 1967 году
Владимир Спиваков уже стал многообещающим солистом-скрипачом, мастерство
которого было отмечено рядом премий и почетных званий на международных
конкурсах, маэстро неоднократно выступал, и продолжает это делать, в качестве
солиста с лучшими симфоническими оркестрами мира. Спиваков играет на инструменте
работы Антонио Страдивари, переданном ему в пожизненное пользование меценатами —
поклонниками его таланта. В 1979 году Владимир Спиваков с группой
музыкантов-единомышленников создает камерный оркестр «Виртуозы Москвы» и
становится его бессменным художественным руководителем, главным дирижером и
солистом.

Метки:
baikalpress_id:  31 758