Реклама вне закона

В Иркутске оштрафовали SMS-спамеров на 108 000 рублей

В начале года в управление федеральной антимонопольной службы обратилась иркутянка с жалобой на неиссякаемый поток СМС от одного из магазинов верхней одежды: женщину регулярно предупреждали о скидках и распродажах без ее на то согласия. В итоге федеральной сети магазинов «Снежная королева» — именно эта компания и занималась неправомерной рассылкой сообщений — грозит штраф 100 000 рублей как минимум.

— Юридические лица в случае нарушения российского рекламного законодательства
должны заплатить штраф от 100 до 500 тысяч рублей. За первичное нарушение, как
правило, мы взыскиваем минимальный штраф, — говорит Марина Рыбак,
пресс-секретарь Иркутского управления федеральной антимонопольной службы. — Это
обычная практика: в магазинах покупатель заполняет анкету с личными данными на
получение дисконтной карты, указывая в одном из полей, что согласен на
СМС-оповещения о скидках, акциях и конкурсах. Но часто бывает так, что СМС
приходит без предварительного разрешения. Отдача от подобных рекламных акций,
по-видимому, значительна, даже по сравнению со штрафами, поэтому рекламодатели
пренебрегают буквой закона. В августе сотрудники Иркутского управления ФАС
провели пресс-конференцию, на которой сообщили, что с начала 2012 года было
возбуждено шесть дел в отношении предпринимателей, нарушивших требования закона
о рекламе, конкретно в сфере СМС-рассылок. В пользу федерального и областного
бюджетов с трех фирм уже взыскали штрафы на общую сумму 108 тысяч рублей. Из
этих шести дел четыре были заведены благодаря жалобам клиентов магазинов.

— Для заявлений-жалоб на спам нет жесткой установленной формы. Но необходимы
доказательные приложения к заявлению: детализация телефонного счета, по которой
мы можем определить номер, с которого приходит рассылка, и фотография
конкретного СМС-оповещения с датой и временем его получения, — рассказал
«Пятнице» начальник отдела контроля рекламы УФАС Сергей Пур.

Жалобу нужно отправить в электронном или письменном виде в управление
федеральной антимонопольной службы, а потом еще присутствовать на комиссиях.
Впрочем, от последнего можно легко освободиться. В основном жертвы спамеров
предпочитают умалчивать о многочисленных и не таких уж полезных оповещениях:
кто-то не знает закона и считает это нормой, другим откровенно лень отстаивать
свои права.

— Мне приходят рассылки из «Глории Джинс», «Л’Этуаль», «Посуда-центра» и еще
парочки фирм. Не везде я давала согласие на рассылку, но в суд подавать из-за
нескольких СМС не хочу: хлопотно это, можно же просто удалить их, и все. Правда,
как-то раз мне было жутко неудобно, когда посреди рабочего собрания у меня
запиликал телефон, известив о распродаже одежды в «Бомонде», а руководство
подумало, что это что-то срочное, и специально прервало выступающего, — делится
читательница «Пятницы» Светлана Романова.

Выискивать в куче рекламного хлама ценную информацию подчас нелегко. Да и
нужно ли? Забитая память телефонов и переполненные сверхновыми предложениями
почтовые ящики в последнее время все больше напоминают застывший на рекламной
паузе телевизор. Но есть и другое мнение насчет СМС-рассылки.

— Мобильная рассылка для покупателей только плюс, ведь так они постоянно
находятся в курсе всех наших акций, имеют возможность сэкономить, — считает
Галина, продавец-консультант иркутского магазина «Л’Этуаль» на улице Тимирязева.
— Те, кто хочет получить у нас дисконтно-накопительную карту, заполняют
стандартную анкету, где могут указать не только телефон, но и адрес — с этими
данными проще восстановить карту при ее утере. В анкете также есть графа с
предложением получать информацию о специальных предложениях и акциях, покупатель
должен только поставить галочку, чтобы определиться, нужна ему рассылка или нет.

Все по закону

В федеральном законе «О рекламе» в п. 1 ст. 18 прямо записано, что
«Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством
использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи,
допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата
на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без
предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не
докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан
немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему
с таким требованием».

За спамом последует арест?

МВД, операторы связи, Роскомнадзор и Роспотребнадзор в марте этого года
выступили за поправки в нормативно-законодательную базу относительно
преступлений, совершаемых при помощи коротких номеров и SMS-рассылок, в
частности за ужесточение наказания за SMS-спам до пяти и более лет тюремного
заключения — таковы были итоги совещания в Роскомнадзоре, посвященного жалобам
абонентов сотовой связи. Пока все осталось на уровне предложения, но чем черт не
шутит?

Метки:
baikalpress_id:  17 022