Город начинается с вокзала

Скоро Иркутский железнодорожный вокзал изменится до неузнаваемости

Говорят, вокзал — визитная карточка города. По нему приезжающие вольно или невольно судят обо всем городе. Современное, старинное или просто старое здание? Убрана ли привокзальная площадь? Как организована торговля — с коленок или цивилизованно? Как ведут себя кассиры, носильщики, таксисты?.. Какое впечатление производит иркутский вокзал сейчас, догадаться несложно. Из очевидного: плохо организованная парковка, навязчивые таксисты, небрежное нагромождение разносортных павильонов и ларьков, место которым на свалке. В самом вокзале тоже не все гладко. В последнее время здесь стало очень тесно — пассажиропоток с каждым годом растет, а помещение больше не становится. Кроме того, пассажиры и электричек, и поездов дальнего следования дожидаются своих вагонов в одном зале. Пьянчужки и бомжи — вообще отдельная история. Они появляются здесь как пыль, с которой бесполезно бороться, сколько считывающих устройств ни выставляй. В год 115-летия иркутского вокзала «Пятница» задалась вопросом: что нового готовит нам грядущий день и как это скажется на визитной карточке города?

Впереди — большие перемены

Необходимость перемен на Иркутском вокзале назрела давно, и это понимают все.
Поэтому еще два года назад, в сентябре 2010-го, на VI Байкальском экономическом
форуме было подписано трехстороннее соглашение между правительством Иркутской
области, администрацией Иркутска и руководством ВСЖД, а после был разработан
проект модернизации вокзального комплекса.

— В 2009 году была принята концепция развития железнодорожных вокзалов РФ,
согласно которой смысл вокзала не только в том, чтобы продать билет, но и
предоставить пассажиру полный комплекс услуг, — рассказал начальник дирекции
железнодорожных вокзалов Александр Синеев. — То есть мы должны создать такое
пространство, где иркутяне и гости города смогут получить не только услуги
железнодорожного транспорта, но и посетить торгово-развлекательные центры, снять
гостиницу, провести бизнес-конференцию в офисном комплексе, а при желании
спуститься к воде, посетить речной вокзал и воспользоваться канатной дорогой.

Чтобы не быть голословным, Александр Михайлович показывает макет проекта. В
свое время с ним ознакомились чиновники городской и областной администраций,
гости БЭФа. Теперь он стоит в кабинете начальника иркутского вокзала. Глядя на
макет, не сразу понимаешь, что перед тобой станция Иркутск-Пассажирский — ее
выдают лишь привокзальная церковь, историческое здание вокзала да сетка
железнодорожных путей.

— У Иркутска наконец-то появятся речной вокзал и канатная дорога, ларьки
снесут, на их месте вырастет красивый современный торгово-развлекательный
комплекс, — продолжает виртуальную экскурсию начальник вокзала станции
Иркутск-Пассажирский Марина Воротилкина. — Существующее здание мы сохраним, но
потребуется достроить вокзалы дальнего и пригородного сообщения.

Электрички — налево, поезда — направо

Первая задача, которая стояла перед проектировщиками, — разделить
пассажиропоток. Ведь каждой категории клиентов необходимо создать определенные
условия: те, кому нужны электрички, приезжают на вокзал незадолго до их
отправления, а пассажиры поездов дальнего следования проводят в зале ожидания
порой по несколько часов. Им необходимы комнаты отдыха, удобные холлы и
рестораны.

— Пригородный вокзал станет четырехэтажным, но потребует частичного сноса
строений, — говорит Александр Синев. — Предусмотрен надпутный конкорс-накопитель
(распределительный зал для пассажиров на вокзалах. — Прим. авт.) с кафе и
эскалаторами. Ожидающие электрички пассажиры получат возможность выхода к воде
на благоустроенном участке набережной.

Планируется также построить третью островную платформу (сейчас их две), чтобы
специализировать пассажиропотоки и разделить поезда и электрички. Набережная
Ангары будет оснащена всем необходимым для приема туристических поездов.

Лепнину оставят

Историческое здание вокзала, любимое иркутянами и гостями города, руководство
обещает оставить. Ему, кстати, уже 105 лет, за это время помещение успело
обрасти историями и легендами. Например, рассказывают, что в 1990 году в ремонте
здания и изготовлении барельефов принимали участие пациенты городской
психбольницы. Интерьеры старой части вокзала, которые существуют сегодня,
останутся без изменений. А вот начинка здания морально и физически устарела. И
хотя гостям вокзала этого не видно, ее замены с нетерпением ждут все сотрудники.

В подвальной части вокзала разместятся камеры хранения и туалеты. Основную
площадь первого этажа займет операционный зал, остальное место отводится под
парикмахерскую, интернет-кафе и другие павильоны сферы обслуживания. На втором
этаже будет зал ожидания, гостиничные номера, комната матери и ребенка.

Благодаря строительству пригородного павильона площади исторического здания
вокзала освободятся, и там можно будет разместить музей железной дороги и
административные помещения. От привокзальной площади до Николо-Иннокентьевской
церкви будет разбит сквер.

— На противоположной от вокзала стороне будут находиться парковки, между
трамвайными путями — разделительные бордюры, чтобы автомобилисты не могли
разворачиваться на любом участке дороги. На месте, незаконно занимаемом сейчас
автобусами междугороднего следования, будет размещен островок безопасности и
остановка трамвая. Стихийной парковки и рейсовых автобусов в этом месте не
будет, — заверил начальник дирекции железнодорожных вокзалов Александр Синеев. —
Но на это требуются огромные деньги, поэтому все будет решаться поэтапно.

Придется потерпеть

Реконструкция вокзала разбита на три этапа. Строительно-монтажные работы по
первому этапу будут начаты в этом году, а закончатся к 2014-му. Сейчас
руководство вокзала занимается подготовкой железнодорожной инфраструктуры и
привлечением инвесторов. Старое и новое здания вокзала подвергнутся
реконструкции по очереди.

На время строительных работ пассажирам придется терпеть неудобства, но
администрация обещает сделать все возможное, чтобы снизить дискомфорт. Полностью
проект планируется претворить в жизнь к 2020 году.

Меняются люди — меняется город

Закладка каменного здания железнодорожного вокзала состоялась в 1897 году.
Вплоть до 1910-х железная дорога была однопутной. А первая платформа была
дощатой. После 1907 года облик иркутского вокзала значительно изменился. Рядом
со старым было выстроено новое большое здание с вытянутым фасадом. Наш вокзал
был самым крупным от Челябинска до Владивостока. За 100 лет здание практически
не изменилось. Правда, появилась пристройка, соединившая старый и новые корпуса
вокзала. Привокзальная площадь за эти годы стала просторнее. К 90-м годам
прошлого века здание вокзала сильно износилось. Его отремонтировали в 1998 году
— к юбилею железной дороги в Иркутске. Железнодорожники постарались восстановить
здание в первоначальном виде. И это им удалось. Кстати, в восстановлении здания
принимал участие почти весь город, в том числе и пациенты областной
психиатрической больницы. Больные делали для здания лепные украшения.

ТАТЬЯНА ЕРМАКОВА target=_blank>tatyanae@pressa.irk.ru Фото автора, СЕРГЕЯ ИГНАТЕНКО
и из архива Марины Воротилкиной

Метки:
baikalpress_id:  17 021