Пикассо без ажиотажа

Экспозиция керамики и графики великого художника не вызвала большого интереса у иркутян

Культурную жизнь Иркутска в последние годы разнообразили гастрольные выставки произведений знаменитых художников главным образом из частных коллекций. Мы уже видели гравюры Марка Шагала, графику Сальвадора Дали, а сейчас в музейной студии проходит выставка керамики и графики Пабло Пикассо. Об отношении иркутян к привозным коллекциям рассуждает обозреватель «Пятницы».

Признаюсь честно, перед встречей с екатеринбургским коллекционером
Александром Шадриным, который, собственно, и приобрел эту коллекцию на аукционе
в Лондоне, меня терзали противоречивые чувства. Главным образом из-за
многочисленных скандалов, которыми сопровождалась его предыдущая передвижная
выставка работ Сальвадора Дали. В СМИ много писали о том, что эксперты
заподозрили подделку, поскольку владелец отказывается предоставить
общественности сертификаты, свидетельствующие о подлинности картин. В ответ на
обвинения Шадрин говорил, что это очень провинциально: когда сомневаются,
подлинники или нет. В живом общении Александр Иванович оказался человеком не
просто увлеченным, коллекционирование для него даже больше, чем страсть.
Показывая свои сокровища, он не переставал восхищаться:

— Вот эта работа вылеплена руками Пикассо, и на обратной стороне видны
отпечатки его пальцев и все неровности. Такое не сделаешь на гончарном круге.
Поэтому, если и есть такая тарелка, все равно она не будет точно такая. К каждой
работе он делал до сотни эскизов, но на рисунке это выглядит одним образом, а
готовая работа выглядит совсем иначе. Ты не знаешь, как будет ложиться краска,
эмаль... И в процессе обжига ни одна вещь не обжигается одинаково. В этом
прелесть и в этом особенность. Каждая работа индивидуальна, поэтому керамика
Пикассо стоит безумно дорого.

Одно только имя Пикассо завораживает. Все, к чему прикасалась рука
гениального художника, сразу же превращается в золото, а может быть, даже и в
бриллианты. Тарелки, блюда, маски, кувшины. Одни расписаны и покрыты глазурью,
другие только обожжены. И в каждом объекте чувствуется дух Пикассо, его любимые
мотивы: быки, матадоры, птицы, рыбы, фавны. Свойственный только испанскому гению
ритм линий и красок.

— Значит, к каждому из экспонатов прикасалась рука Пабло Пикассо? —
недоверчиво спрашиваю коллекционера.

— Прикасалась? Пикассо делал их своими руками! И работал очень быстро. Он
работал, потому что надо работать, приходил на работу, как раб. Последнюю работу
он создал за несколько месяцев до смерти.

— А сколько все это стоит?

— Это должны западные эксперты сказать, и вообще этот вопрос не тактичный.
Это тайна. Могу сказать, что сумма страховки составляет сотни тысяч долларов...

— Зачем вы возите выставки по провинции, ведь это хлопотно и затратно?

— Это моя культурная политика: я вкладываю деньги в огромном объеме, гораздо
больше, чем на себя трачу. Мне это доставляет удовольствие. Это общественная
работа. Я не вкладываю в карман, а показываю все свое состояние.

Шадрин пояснил, что в Иркутск привез не всю свою коллекцию керамики Пикассо,
у него более ста объектов. Даже больше, чем в Эрмитаже! В заключение
коллекционер посетовал, что в России к Пикассо интерес небольшой. Поэтому он
готовит выставку к заграничному турне:

— Повезу в Мадрид, где большой туристический поток, либо в Китай, где большой
спрос на культуру. В Китае понимают, что без рывка в культуре они не сделают
рывок в развитие.

Действительно, на выставке в музейной студии народу было совсем немного.
Помнится, два года назад в Государственном музее изобразительных искусств имени
Пушкина в Москве открылась выставка работ Пабло Пикассо из собрания
Национального музея (Франция), так очередь была как на Джоконду: от входа в
музей — до станции метро. Однако, не смотря на громкое имя, в Иркутске особого
наплыва посетителей не наблюдалось. Как же так? Вот такой удивительный феномен!
Уверена: если бы та же самая выставка открылась в художественном музее, как
положено, с вступительной речью г-жи Зубрий и почетными гостями из числа
местного бомонда, то аншлаг был бы гарантирован. Выходит, для иркутян одного
только имени Пикассо мало, надо, чтобы еще кто-то авторитетный и вызывающий
доверие сказал: «Да, это Пикассо, да, это гениально».

Может быть, и правда люди не верят, что это подлинники? Я попыталась
обзвонить иркутских искусствоведов, но все как один торопливо отвечали: «Мы не в
теме». Только одна влиятельная дама прозрачно намекнула, что подобные выставки
должны соответствующим образом охраняться. Действительно, вооруженных охранников
в музейной студии я не заметила, да и витрины были самыми обычными, не из
бронированного стекла, как в Лувре или Эрмитаже. Впрочем, может быть, так и
надо, и все это: охрана, бронированное стекло — из той же серии навязанных
выставочных стереотипов.

Лично я не сомневаюсь, что керамика подлинная, и посмотреть ее стоит
обязательно. Тем более что и сам гений относился к вопросу подлинности своих
произведений весьма своеобразно. Существует даже притча о том, как некий
галерист попросил мастера взглянуть на некоторые картины, которые ему предлагают
якобы под видом работ Пикассо, и выявить подделки. Пикассо начал раскладывать
картины на две стопки, «подлинники» и «подделки». Затем, когда он швырнул один
холст к «подделкам», торговец воскликнул: «Нет, Пабло, это не подделка. Я
приходил к тебе в то воскресенье, когда ты писал этот холст». «Какая разница, —
ответил гений. — Я подделываю Пикассо с такой же легкостью, как любого другого
проходимца в Европе».

Как посмотреть?

Выставка работ Пабло Пикассо открыта в музейной студии Иркутского
краеведческого музея по адресу: Карла Маркса, 13 до конца сентября. Стоимость
взрослого билета — 300 рублей, 200 рублей — для пенсионеров и студентов, 100
рублей — детский билет. Посетить музей можно ежедневно, кроме понедельника, с
12.00 до 20.00, в субботу и воскресенье — с 10.00 до 20.00. Дополнительную
информацию о выставке вы можете получить по телефону (3952) 20-03-68.

Цена вопроса

Кстати, о стоимости керамики Пикассо мы можем судить по недавним торгам
аукционного дома Christie’s в Лондоне. В июне там продавали коллекцию изделий из
керамики, созданных Пабло Пикассо в мастерской Мадура во французском городке
Валлорисе. Суммарный эстимейт (эстимейт — это условный ценовой ориентир,
неформальная оценка экспертов аукционного дома) находящейся в превосходном
состоянии коллекции из 550 работ составлял примерно 2 млн долларов. Некоторые
изделия, созданные в промежутке с 1947 по 1971 год, оценивались в сумму от 100
до 100 000 долларов.

Загрузка...