Записки из Болгарии

Сегодня в «Пятнице» продолжение новой рубрики. Автор — иркутянка, которая живет в Болгарии

Почти 2 года назад иркутянка Наталья Макарова вместе с мужем переехала в Болгарию. Поскольку Наталья поклонница рубрики «Замужем в Америке», ей захотелось писать заметки для читателей «Пятницы» о новой стране. Вот что рассказывает о себе сама Наталья: «Мне 35 лет, пребываю давно и счастливо замужем. По окончании экономического вуза мне довелось работать бухгалтером в различных организациях, однако любовь к цифрам так и не пришла. В прошлом редактор университетской газеты, я подумала снова попробовать себя на этом поприще, а переезд в Болгарию лишь ускорил мое решение. Когда мужу предложили работу в Варне, мы серьезно задумались: ведь не так-то просто покидать родные пенаты. Но тяга к путешествиям, желание окунуться в иной мир, посмотреть на жизнь другой страны изнутри взяли верх. Предлагаю присоединиться ко мне, ведь это так интересно!»

*Я уже писала, как ездят в Болгарии, в частности в Варне, но не писала, на
чем. На мой взгляд, здесь самый распространенный вид транспорта — автомобили. Т.
е. поговорка «машина — это не роскошь, а средство передвижения» оправдывает себя
полностью. И не только в городах. В деревнях тоже очень много машин. Пусть они
не такие новые и красивые, как показывают в кино про сельскую жизнь, зато из
пункта А в пункт Б доставить смогут.

Есть вероятность того, что вы заглохнете где-то посередине пути, но даже
зимой замерзнуть одному в чистом поле вам не удастся. Во-первых, до ближайшей
деревни всегда будет не более пяти километров; во-вторых, температура за бортом
не позволит случиться несчастью; ну и в-третьих, болгары — народ сердобольный.
Обязательно кто-нибудь остановится и поможет, чем сможет. Боюсь соврать, но
около 80% семей имеют хотя бы один личный автомобиль. По статистике, на 1000
жителей Болгарии приходится 349 автомобилей, что соответствует 42-му месту среди
всех стран мира.

Для информации, почетное первое место занимает Монако с количеством 863
автомобиля на 1000 жителей, на втором — США. Женщин-автомобилистов столько же,
сколько и мужчин. Подавляющее большинство автомобилей — на механической коробке
передач. В Болгарии говорят «рычно управление», от слова «ручное». Отдаю честь
местным барышням, ловко гоняющим на механике, попутно болтая по телефону. Я как
сдала экзамены на права в 1997 году, так к механике больше не притрагивалась.

Похоже, придется снова идти на курсы вождения и выносить мозг преподавателям.
Меня умиляет одна школа вождения в Варне, где совершенно неопытного водителя,
иными словами «чайника», сажают за руль учебного «Мерседеса». И не просто
«Мерседеса», а новенького, блестящего, дорогого, как будто только из салона.
Новичку и так-то страшно за рулем, а когда авто дорогое, то страх удваивается.
Но, видать, у этой школы методы обучения были переняты из «Ералаша», по сюжету
которого один школьник пообещал сделать из другого футбольного супервратаря,
поставив его защищать не ворота, а шикарную витрину парикмахерской, к тому же
заполненной людьми. Метод оказался действенным — вратарь отлично защищал
витрину. Но самоуверенность, как всегда, подвела. Почувствовав себя асом, он
расслабился и пропустил мяч.

*В центре города самое лучшее передвижение то, которое самое древнее,
используется с момента, как человек стал прямоходящим (если, конечно, теория с
обезьянами верна). Так как припарковаться в центре Варны там, где хочется, не
реально, то паркуешься там, где придется. Поэтому тренированные ноги и удобная
обувь помогут вам преодолеть расстояния и посетить необходимые заведения. Вне
центра люди передвигаются на автомобилях. Из общественного транспорта есть
автобусы и такси. Маршруток в городе нет вообще. Трамваев, троллейбусов — тоже.
Автобусы ходят полупустые, на что я каждый раз обращаю внимание. Вроде город
немаленький, автобусов немного, а заполняемость копеечная. Наверное, им хорошую
конкуренцию составляют такси.

Такси в Варне желтого цвета, в отличие от Таиланда, где оно разукрашено всеми
существующими красками, главное, чтоб цвет был веселенький. В Болгарии очень
невыгодно ловить тачку на улице, намного удобнее заказывать через агентство или
брать фирменное такси, которое всегда дежурит около крупных магазинов, торговых
центров, больниц или на специально отведенных пятачках на дороге. Кстати, именно
на них бывают пустые места и возникает огромный соблазн воткнуться между желтыми
автомобилями с шашечками. Однако полиция не дремлет. Один раз может и повезет,
но в другой реально и штраф заработать, и на эвакуатор нарваться, что с нами
однажды и произошло. Так что лучше не рисковать. Как в поговорке: подальше
поставишь, поближе возьмешь.

*Налоговая система на автомобили такая, что чем дороже, новее и мощнее
автомобиль, тем выше налог. Причем, судя по последнему, новой считается машина
до пяти лет, а потом сразу — старой. Так, например, если величина налога
пятилетнего авто, образно говоря, 400 левов, то на следующий год вы заплатите
уже 80—90 левов только потому, что ваш автомобиль перешел в иную категорию. Без
другого налога, винетки, т. е. налога на пользование хорошими дорогами, на
автостраде лучше не появляться. Если не куплена винетка, то передвигаться
придется только по грунтовке среди полей. Земляную дорогу еще называют «черный
путь». Кстати, им активно пользуются не только в момент посевной или жатвы, но и
после изрядного принятия спиртного. Если иметь определенные знания, то можно
добраться практически до любого населенного пункта, не выезжая на
асфальтированные дороги, пользуясь только «черным путем».

При прохождении техосмотра в этом году ввели новые, европейские, правила.
Во-первых, весь процесс проверки машины записывается на камеру. Во-вторых,
документ о прохождении техосмотра подписывается одновременно тремя сотрудниками,
от чего протолкнуть своего человека стало очень сложно. Мы впервые в Болгарии
столкнулись с техосмотром прошедшей зимой. Здесь очень важно знать язык, хоть и
считается, что в Болгарии можно без изучения болгарского неплохо понимать друг
друга. Но в учреждениях церемониться не будут.

Как на экзамене, сказали включить габариты, значит, надо включить. А начнешь
переспрашивать — отправят домой подтянуть знания и не задерживать очередь. Это
же не магазин или ресторан, где можно на пальцах изъясняться. Процедура очень
дотошная, проверили все-все-все. По времени на одну машину уходит минимум 30
минут. Но постов проверки достаточно много, поэтому не создается толчеи. У нас
на все про все было потрачено два часа, т. е. и очередь отстоять, и машину
показать, и документы получить. К слову, в Болгарии действуют российские права.

Если есть желание или нет российских прав, можно получить болгарское
водительское удостоверение, но лишь тем, у кого оформлено ВНЖ (временный вид на
жительство). Интересно, что одним из необходимых документов для получения
водительского права является аттестат о среднем образовании. Именно о среднем,
не о высшем, не о начальном, не о каком другом. Гражданам России придется на
аттестат заказывать официальный перевод и легализацию, а это достаточно долгий
процесс, ведь будет оформлен запрос в школу о подтверждении данного документа.

*Автопарк страны очень разнообразен, сказывается близость Европы. Помимо
«европеек» хорошо прижились «японки», но не «Тойоты», а «Мицубиси». Хотя в
небольших количествах присутствуют, по-моему, все марки, существующие в мире.
Регулярно видим наши «Нивы». Попадаются, как память о былом сотрудничестве с
Россией, «копейки». Однажды я увидела Bugatti Veyron. Вот так просто на улице
был припаркован, согласно Википедии, «самый быстрый и самый дорогой из ныне
производимых автомобилей».

Миллион четыреста тысяч евро стояло в одном ряду с машинами стоимостью две
тысячи евро. Как-то даже сначала не поверилось, ведь мы с детства знаем, что
королевы живут во дворцах, а на Bugatti ездят в Баден-Бадене, городе
миллионеров. Похоже, что он оттуда и приехал, судя по немецким номерам. Про
«Кайены» в Болгарии существует шутка, что эту машину не то что продать, ее даже
подарить сложно. И хоть и говорят, что дареному коню в зубы не смотрят, но от
такого подарка могут и отказаться. Все дело в прожорливости данной марки
автомобиля. А в Болгарии 95-й бензин стоит 1,32 евро, дизель, кстати, столько
же. Бросается в глаза количество и разнообразие кабриолетов, ведь климат
позволяет ездить без крыши над головой примерно шесть месяцев в году. Мы как-то
брали для интереса на прокат такой автомобиль. Шикарная вещь, смотрится красиво.
Правда, есть в нем одна особенность. Вот еду я, вся такая в кабриолете, лицо
ветер обдувает, солнце светит, море шумит. И совершенно незаметно к вечеру,
несмотря на вымазанный тюбик солнцезащитного крема и широкополую шляпу, я
превратилась в синьора Помидора. Желание покупать кабриолет отпало напрочь.

В крупных торговых центрах, в больницах и прочих массово посещаемых
заведениях на входе расположен автомат по вызову такси. Нажал на кнопочку и жди
— скоро подъедут, тем более что дежурят они тут же, неподалеку. Стоимость такси
приблизительно 10—20 рублей за км, о чем указано в табличке на лобовом стекле.
Иногда счетчик отсчитывает не километраж, а время в пути, к чему мы совсем не
привычны из-за пробок на дороге. Однажды прокатились с оплатой по времени, но
мысль о том, что по закону подлости обязательно попадем в пробку, не покидала,
пока не приехали в пункт назначения. К счастью, пробок в Варне нет, но сила
привычки велика! Интересно, что городское такси с легкостью принимает заказы из
пригородов в радиусе 30 км. При этом за вызов плата не взимается. Т. е. то, что
такси проехало 30 км, прежде чем подобрать клиента — это затраты фирмы, но никак
не пассажира. Клиент заплатит ровно столько, сколько его будут везти согласно
счетчику по километражу или времени.

Продолжение в следующем номере «Пятницы».

target=_blank>http://www.doma-bolgaria.com — Болгарская
недвижимость. Проверено. Без обмана

Загрузка...