Мир глазами Востока

В Иркутске открылась фотовыставка японских художников

«Искусство в массы!». Революционный лозунг отлично работает и сегодня: чуть ли не каждый второй считает себя фотографом — есть техника, есть фотошоп и всевозможные онлайн-курсы для начинающих любителей остановить мгновение. Но чтобы поразить зрителя, запомниться и отличиться от остальных, этого недостаточно. Новое видение обыденных вещей пред- ставили в своих конкурсных работах японские фотографы. Лучшие их снимки попали на выставку в столицу Прибайкалья, которая открылась в прошлую пятницу, 27 июля, в усадьбе Сукачева.

Здесь вы не увидите классического колорита Страны восходящего солнца:
цветущей сакуры, маленьких домиков с крышами, похожими на молитвенно сложенные
руки, прудов с мостиками и грозных самураев с мечами. Впрочем, среди портретов
затесалось черно-белое фото гейши, но необычное — автор Кен Китано
сфотографировал несколько майко (начинающих гейш) из города Киото, наложил
негативы один на другой, так, что лица сплылись в один нечеткий, будто в тумане,
лик. Китано создал серию мегапортретов «Наше лицо». Он путешествовал и снимал
индусов, купающихся в священной реке Ганг, военный караул на площади в Пекине,
буддистских монахов с горы Койя — в итоге получились коллективные портреты, где
в буквальном смысле один за всех и все за одного.

Портрет — не единственный жанр, представленный на выставке. Семь
фотохудожников, каждый в своей особенной манере, отобразили настоящее: мир, в
котором мы живем здесь и сейчас. Их работы в 2007—2009 годах победили на
ежегодном конкурсе общества «Корона Земли» в номинации «Многообещающие молодые
фотографы», хотя авторов юнцами никак не назовешь: самому молодому из них, Наоки
Исикава, 35 лет. Он прославился своими северными пейзажами — фотографиями
суровой природы Аляски, Гренландии, Скандинавии и Сибири. От его работ будто
несет холодом: застывшие глыбы льда, окружающие небольшие поселки, кажутся еще
огромнее, а упряжка беговых собак, отдыхающая на снегу, оттеняет его
первозданную белизну.

Контрастно отличаются от фотографий Исикавы работы его коллеги Кадзутоси
Есимура. На них природа и человек гармоничны, окружающий мир светел и красочен.
Источником вдохновения для художника стала канадская деревушка, в которую
фотограф возвращается на протяжении 20 лет. Выставленные в музее-усадьбе
фотоснимки иллюстрируют жизнь обитающих там людей. У Синтаро Сато, напротив,
людей на фотографиях нет — одни дома с высоты птичьего полета. Эта серия
называется «Токио — зона сумерек»: городской ландшафт столицы Японии запечатлен
на закате, с использованием большой выдержки — так, что от проезжающих машин
остаются едва заметные трассеры. Без вечно спешащих людей фотографии кажутся
зарисовкой к какому-нибудь фантастическому фильму, где мистическое пустынное
пространство говорит о конце цивилизации. Однако такие унылые ассоциации
возникали далеко не у всех посетителей выставки.

— В усадьбе Сукачева некоторое время назад уже выставлялись фотоработы
японских мастеров, я их видела, мне понравилось, поэтому решила пойти и на эту
выставку. И не пожалела: открыла для себя новый жанр фотографии — мегапортрет,
никогда не слышала о таком раньше. Что касается пейзажных фото, они достаточно
выразительные. Посмотрела снимки из северных районов, из Канады, Японии.
Единственный минус — то, что нет привязок к месту, этого не хватает. В общем,
впечатление от выставки хорошее, — поделилась иркутянка Татьяна.

Около 60 работ, различных по темам, местам и технике съемки, представленных
на выставке, не случайно объединены под названием «Корона Земли»: они отражают
красоту мира в разных его проявлениях. Семь авторов, семь точек зрения в
качественном исполнении заслуживают того, чтобы на них посмотреть.

Цена вопроса

Выставка в иркутской усадьбе В.П.Сукачева будет работать до 27 августа каждый
день, кроме понедельника. Стоимость билета: для детей — 50 рублей, для взрослых
— 100

ЕЛИЗАВЕТА КЛИНОВА target=_blank>lizak@pressa.irk.ru Фото
автора

Метки:
baikalpress_id:  31 689