Двухколесная опасность

Все чаще в Иркутске происходят аварии с участием подростков на скутерах

В последнее время мопеды пользуются у иркутян все большей популярностью. Этими двухколесными «конями» довольно просто управлять, они относительно недороги и к тому же в отличие от своих старших братьев — мотоциклов не требуют регистрации в ГИБДД, не подлежат государственному техосмотру, не требуют прав на вождение и опыта. Единственное ограничение — за руль можно садиться с 16 лет. Поэтому все чаще родители в качестве подарка детям-подросткам на день рождения или окончание учебного года выбирают именно скутер. Но, к сожалению, иногда мопеды несут с собой проблемы и трагедии. Особенно если за рулем оказывается ребенок, не знающий правил дорожного движения, или взрослый человек в нетрезвом состоянии.

На прошлой неделе сотрудники ОГИБДД УМВД России по Иркутску провели рейд в
Ленинском районе города, чтобы выявить малолетних скутеристов, не достигших 16
лет. Патрулирование, на которое полицейские пригласили репортера «Пятницы»,
решено было начать c Жилкино и Иркутска II. «Улов» оказался впечатляющим —
подростков на мопедах было довольно много.

Рейд начался ровно в два часа дня. Два экипажа ГИБДД отправились в разные
стороны прочесывать дороги Иркутска II. Почти сразу один из них увидел двоих
скутеристов, да еще и с пассажирами, решивших зарулить в овощной ларек возле
дороги. Заметим: ездить на мопеде с пассажирами нельзя даже взрослым людям.
Разрешается только перевозить ребенка до 7 лет на дополнительном сиденье,
оборудованном надежными подножками.

Не успели горе-скутеристы припарковаться возле киоска, как подоспел
полицейский наряд. Первый вопрос — про возраст. — Нам по 15, — опустив глаза,
отвечают подростки. Оправдывались парни незнанием закона, которое, как известно,
не освобождает от ответственности, и просили отпустить их. Но уговоры не
подействовали, и юным гонщикам без лишних разговоров пришлось оставить свои
мопеды другу, который был их пассажиром, и сесть в автомобиль дорожных
инспекторов. Ребят доставили в отдел по делам несовершеннолетних для
профилактической беседы.

— Зачем вы катаетесь на мопедах? — пытались вразумить парней инспекторы ОДН.
— Совсем ведь недавно случай был с двумя подростками, которые в автомобиль
врезались, пострадали сильно. Прежде чем садиться на мопед, нужно знать
элементарные правила дорожного движения и достичь 16-летнего возраста. Юные
скутеристы, понурив головы, внимательно выслушали инспекторов и остались в
отделе ждать родителей.

Тем временем полицейскими был остановлен еще один подросток на мопеде.
Испугавшись напора инспекторов, он тут же по телефону вызвал родителей. Приехали
они быстро: отец загрузил скутер в багажник автомобиля, а маму с сыном отвезли в
отдел ПДН. Не успели они уехать, как на глаза сотрудникам ГИБДД попался еще один
подросток на мопеде и опять с пассажиром. Остановив его, полицейские выяснили,
что парень почти именинник: да, сегодня ему еще 15, но завтра он празднует день
рождения. Это подтвердила и бабушка парня, которой тут же позвонили. Мопед
забирать не стали, но профилактическую беседу провели: «С пассажирами на скутере
ездить нельзя, и обязательно нужен специальный мотошлем и знание правил
дорожного движения». Пообещав выполнять все требования и не расстраивать
бабушку, парень уехал.

Уже вечером мы вернулись в отдел ПДН, где все еще находились подростки,
остановленные самыми первыми — у овощного ларька. 15-летний Антон Лылов со своим
закадычным другом Денисом провели здесь почти полдня. Вместе с приехавшими за
ними родителями они вышли из кабинета инспектора ОДН после проведенной с ними
беседы и согласились поговорить с нами.

— Я изначально была против покупки этого мопеда, — посетовала мама Антона.

— В его возрасте я сам рассекал на мопеде, хотя, конечно, тогда движение было
не такое стремительное, как сейчас, — рассказал нам отец Антона Андрей Лылов,
который сначала очень удивился, что сына задержали. — Дело в том, что мы не
знали про закон. Сейчас мы, конечно, мопед заберем; скорее всего, будем
продавать. Сам юный скутерист, похоже, все осознал, раскаялся и пообещал не
кататься, пока ему не исполнится 16.

— Буду и друзьям советовать, чтобы они не ездили на мопедах до 16 лет, —
говорит Антон, — не хочу, чтобы они попали в такую неприятную ситуацию.

— Подобные рейды — это вынужденная мера, связанная с ростом аварий с участием
детей на скутерах в Иркутске и в целом по России, — рассказал «Пятнице» старший
инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД России по
Иркутску Андрей Кабанов. — Поэтому они будут проводиться все лето. Одним из
толчков стала авария, произошедшая вечером 28 июня в поселке Жилкино. 12-летние
друзья с ветерком катались на мопеде по своему району и выехали с грунтовой
дороги на улице Полярной на асфальтированную. Внезапно на них налетел автомобиль
«Тойота-Краун», как вспоминают очевидцы, на большой скорости мчавшийся по
проезжей части. От сильнейшего удара мопед буквально разорвало пополам.
Мальчишки разлетелись в разные стороны и получили серьезные травмы.

В тот же день в микрорайоне Синюшина Гора на мопеде лихачил пьяный мужчина.
Самое страшное, что вместе с ним ехала его семилетняя дочь. В какой-то момент
горе-водитель не справился с управлением и влетел в стоявшую иномарку.

— Мужчина отделался царапинами на локтях, а его дочка получила травму головы
и сотрясение мозга, — рассказал старший инспектор по пропаганде безопасности
дорожного движения ОГИБДД УМВД России по Иркутску Андрей Кабанов. — Если бы отец
был трезвым и на них были элементарные защитные средства — шлемы, травм можно
было избежать.

За управление транспортным средством в нетрезвом состоянии на горе-отца был
составлен протокол. Родителей, чьи дети пострадали в аварии в Жилкино, привлекут
к административной ответственности. — Управление мопедом подростками, не
достигшими 16 лет, — большая проблема, — говорит Андрей Кабанов, — особенно это
касается частного сектора Иркутска. Бороться с этим очень тяжело. Совместно с
отделом ПДН мы регулярно проводим рейды, останавливаем подростков, предупреждаем
их и родителей о возможной опасности, рассказываем о подобных авариях. Но не все
родители, к сожалению, реагируют и продолжают покупать детям скутеры.

Сейчас подростки, пострадавшие в аварии в поселке Жилкино, все еще находятся
в Ивано-Матренинской детской клинической больнице с очень серьезными травмами. К
счастью, ребят уже перевели из реанимации. Хозяин мопеда — 12-летний Витя Егоров
лежит в отделении травматологии.

— В реанимации Витя находился неделю после аварии, — рассказала «Пятнице»
врач-травматолог травматологического отделения Ивано-Матренинской детской
клинической больницы Людмила Зильберт. — У ребенка ушиб головного мозга, перелом
костей черепа, обширная рана левой голени, ссадины лица. Сейчас его состояние
остается средней степени тяжести по черепно-мозговой травме. У него наблюдается
путаность сознания, он периодически жалуется на головные боли, проблема и с
раной голени. Как только его состояние улучшится, будем делать ему дермопластику
(восстановление кожного покрова. — Прим. авт.). Витя постоянно находится под
присмотром врачей, мы делаем все возможное, чтобы он поправился. Второй мальчик
был переведен из реанимации позже, сейчас он в отделении хирургии. Вместе с
сыновьями лежат их матери. Марина Егорова до сих пор не может прийти в себя от
пережитого. По мнению женщины, в той страшной аварии больше виновата водитель
«Тойоты», а злополучный мопед, возможно, даже спас ребят от гибели.

— Очевидцы рассказывали, что и женщина-водитель, и ее муж были пьяны и
неслись по дороге на огромной скорости, — с трудом сдерживая слезы, рассказывает
Марина Егорова, — она даже не затормозила, когда ребята выезжали. А ведь там
зона отдыхающих, много ребятишек гуляет. Любой другой ребенок мог попасть ей под
колеса, просто переходя дорогу, нельзя там с такой скоростью нестись. Эта
женщина даже не выходит на связь с нами, не позвонила ни разу, состоянием детей
не поинтересовалась, что уж говорить об оказании какой-либо помощи. Сейчас все
ребят обвиняют, что они на мотороллере были. Я понимаю, что мы, родители,
недоглядели. Но как она могла ребят не заметить? На том участке все водители
снижают скорость. И нет там никаких зарослей, там прекрасно все видно, она не
могла не видеть ребят.

— Мопед — это легкий мотоцикл с объемом двигателя до 50 куб. см, способный
развивать скорость до 50 км/час, — рассказывает старший инспектор по особым
поручениям У ГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области Алексей Тарбеев. — Для
лета это очень удобное, мобильное средство передвижения. Но в связи с тем, что
никаких прав на него получать не нужно, часто за рулем мопеда оказываются люди,
не знающие правил дорожного движения. Выезжая на дорогу, они становятся
полноправными участниками дорожного движения, а значит, должны соблюдать ПДД.
Как и любое транспортное средство, скутер при несоблюдении правил опасен как для
владельца, так и для окружающих людей.

По словам Алексея Тарбеева, большую опасность, конечно, представляет не сам
скутер, а несерьезное отношение к нему. — Управлять мопедом разрешается лицам не
моложе 16 лет, двигаться нужно по крайней правой полосе проезжей части в один
ряд, — продолжает старший инспектор.

К тому же риск гибели или травмы для водителей и пассажиров мопедов в 10—15
раз выше, чем у автомобилистов. По данным Иркутской ГИБДД, только за 6 месяцев
этого года в нашей области произошло 14 аварий с участием детей-скутеристов, не
достигших 16 лет, из них 18 человек получили ранения, чаще всего серьезные. —
Хочется еще раз обратиться к родителям, которые собираются купить или уже купили
своему ребенку скутер, — говорит Алексей Тарбеев. — Помните, что лицам моложе 16
лет управлять им запрещено. В случае нарушения правил дорожного движения
несовершеннолетними к административной ответственности будете привлечены именно
вы, родители. Не говоря уже о возможной уголовной ответственности при совершении
ДТП с пострадавшим или погибшим. Существуют даже инициативы перевести скутеры в
отдельную категорию с определенными требованиями и правами. Родители, покупающие
своим малолетним детям подобные игрушки, часто подвергают их жизнь опасности.
Поэтому с 10 августа по 10 сентября в области будут проходить профилактические
мероприятия, направленные на выявление несовершеннолетних, нарушающих правила
дорожного движения на скутерах и велосипедах. Совместно с инспекторами ГИБДД на
дороги выйдут сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних и участковые
уполномоченные полиции. По каждому факту будет отправляться информация в
комиссию по делам несовершеннолетних и по месту учебы нарушителя.

— Если же ДТП на мопеде совершает взрослый человек в нетрезвом состоянии, он
будет лишаться водительского удостоверения, при его наличии, или же ему грозит
штраф либо арест — на усмотрение суда, — заключает старший инспектор по особым
поручениям У ГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области Алексей Тарбеев.

Осторожно: велосипед

Опасности на дорогах подвергаются не только нерадивые водители скутеров, но
и, казалось бы, на первый взгляд такого безопасного велосипеда. Так, вечером 10
июня в микрорайоне Радужном под колеса грузовика «Мицубиси» попал 24-летний
молодой человек. Он ехал по бордюру на велосипеде и вылетел на встречную
проезжую часть. Водитель грузовика не успел затормозить. В результате
столкновения парень получил множественные травмы и умер в машине скорой помощи.

— По предварительным данным, виновен велосипедист, — рассказал «Пятнице»
старший инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения ОГИБДД УМВД
России по Иркутску Андрей Кабанов. — Медики обнаружили у него на руках следы от
уколов. Возможно, погибший находился в состоянии наркотического опьянения и
поэтому выехал на дорогу.

Цена вопроса

Приобрести скутер в Иркутске довольно легко. Цена неплохого нового японского
мопеда варьируется от 20 до 70 тысяч рублей. Так, например, скутер «Хонда-Дио»,
в зависимости от модели и года выпуска, можно приобрести всего за 18—22 тысячи
рублей — примерно столько стоит в среднем хороший велосипед. По более низкой
цене можно купить подержанный скутер по объявлению, которыми пестрят многие
автомобильные и мотосайты: «Продам мопед в хорошем состоянии». Здесь можно
обойтись и 13—17 тысячами рублей.

Погибла девушка

Еще один недавний случай ДТП с мопедом. 19 июня под Иркутском погибла
23-летняя девушка. Авария произошла на 9-м километре автодороги Урик — Ширяево.
«Москвич» и мопед двигались в противоположные стороны, в какой-то момент
автомобиль вылетел на полосу встречного движения и лоб в лоб столкнулся со
скутером. В результате аварии тяжелые травмы получила пассажирка мопеда,
скончавшаяся в машине скорой помощи. По предварительной информации, трагедия
произошла по вине пьяного водителя «Москвича».

Как накажут?

Возможно, родители, покупая мопеды детям, не задумываются о возможных
последствиях, не знают закона либо просто не боятся наказания. Ведь п. 1 статьи
5.35. КоАП «Неисполнение родителями или иными законными представителями
несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»
предусматривает в качестве наказания всего лишь предупреждение или наложение
административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей. Также семья может быть
поставлена на учет комиссией по делам несовершеннолетних.

ЮЛИЯ НЕГОДАЙЛО target=_blank>yulyan@pressa.irk.ru Фото автора и с сайта
телекомпании «АС Байкал ТВ»

Метки:
baikalpress_id:  16 856