Будет лечить природу

Иркутское управление по охране окружающей среды возглавил врач-гигиенист Владимир Чубук

Кадровые перестановки в администрации Иркутска. В июне мэр города Виктор Кондрашов назначил нового начальника управления по охране окружающей среды и экологической безопасности. Кресло, которое освободилось после ухода на пенсию Екатерины Бояркиной, занял 35-летний Владимир Чубук. К таким переменам в мэрии готовились заранее — полгода новоиспеченный руководитель был заместителем Екатерины Васильевны, а несколько месяцев назад стал исполнять ее обязанности. Видимо, первые лица города посчитали, что испытательный срок пройден успешно, поэтому кандидатуры других претендентов на этот пост не рассматривали. Судя по количеству вопросов о состоянии иркутской экологии, которые поступают в редакцию «Пятницы» от читателей, работать Владимиру Чубуку придется очень много. То горностаевая моль атакует наш город, то рощи оказываются под угрозой уничтожения, то пляжи вовремя не открывают, то нечем дышать из-за выхлопных автомобильных газов. Мы выбрали самые интересные вопросы и задали их новому начальнику.

— Владимир Николаевич, хоть и говорят, что у природы нет плохой погоды, но
все же ежегодная июльская духота в сочетании с тополиным пухом совсем не радует.
Несколько лет назад в администрации Иркутска рассматривался вопрос о том, чтобы
посадить в городе серебристые тополя, которые и выглядят намного эстетичнее
обычных деревьев, и пуха от них не бывает. Но с тех пор ничего не изменилось.
Люди, звонящие в редакцию, интересуются, решится ли когда-нибудь эта проблема, и
в сердцах добавляют: «Уж лучше бы их спилить, чем каждый год мучиться». Что вы
думаете на этот счет?

— Мы не можем просто взять и спилить деревья. Во-первых, такое действие
наказуемо по закону. Во-вторых, в масштабах города эта работа будет стоить сотни
миллионов рублей, которые совсем не лишние в бюджете. Проблема есть, я согласен
с читателями вашей газеты. Но она не может быть решена, пока не будет принята
концепция озеленения города. Мы уже начали заниматься ее подготовкой. В
ближайших планах — провести инвентаризацию зеленых насаждений. В итоге мы будем
не просто знать, к примеру, что у нас есть роща Звездочка, а понимать, сколько
деревьев растет на ее территории, каких они видов, какой у них возраст. Кстати,
хочу отметить, что в действующем законодательстве есть норматив озеленения:
сколько квадратных метров насаждений приходится на одного человека. Так вот в
Иркутске этот показатель выше, чем указан в законе: в среднем 6,4 кв. м на
человека, при нормативе 6 кв. м.

— И тем не менее чистым городской воздух не назовешь. Почему так плохо
работают «зеленые легкие»?

— У нас очень плохие условия для рассеивания выбросов, что обусловлено
климатогеографическими особенностями города. При этом одним из наиболее значимых
источников загрязнения являются предприятия топливно-энергетического комплекса,
работающие на угле. Сделать воздух чище можно, если заменить уголь природным
газом. В следующем году хотим провести научно-исследовательскую работу, которая
позволит оценить экологическую эффективность газификации
топливно-энергетического комплекса.

— Наверное, вторым пунктом в списке основных загрязнителей воздуха стоят
автомобильные выхлопы, ведь машин в Иркутске с каждым годом все больше. И
городские чиновники, и депутаты местной думы уже не раз обсуждали план по
запрету въезда в центр города личного автотранспорта. Но и здесь как с тополями
— поговорили и забыли. А вы лично готовы отказаться от своего автомобиля и
передвигаться в центре города на общественном транспорте?

— Готов. Я буду только за, если такой запрет введут. Такая система уже
действует в Москве, где в доступной близости от метро есть достаточное
количество парковок. У нас пока все выглядит как утопия — желание что-то
изменить есть, а условий нет. Вряд ли кто-то из автомобилистов согласится
бросать транспорт вдоль дорог, с трудом найдя место для стоянки, а потом ехать
на автобусе. Если построить многоуровневые парковки, например, в районе 130-го
квартала, думаю, большинство водителей согласятся на такую меру. Кстати, в
Лондоне, где тоже действует такой запрет, въезжать в центр города можно и на
своем автомобиле, но это стоит приличных денег. Эта же мера в нашем городе, где
далеко не все подчиняются правилам дорожного движения, была бы очень уместна.

— При прежнем начальнике городского управления по охране окружающей среды
проводились регулярные рейды — вдоль трасс проверяли выхлопные газы автомобилей
на дымность и токсичность. За нарушение штрафовали водителей. Эта работа будет
продолжена?

— Да, она ведется. Наши сотрудники выезжают в такие рейды совместно с
представителями ГИБДД. Основная масса нарушителей — водители маршрутных такси,
автобусов и грузовых автомобилей, которые используют для заправки дизельное
топливо. По качеству топлива, если оно приобретено на официальной
автозаправочной станции, а не в подворотне, претензий стало намного меньше, чем
раньше. На этом рынке достаточно мощная конкуренция, поэтому предприниматели
научились дорожить своей репутацией. Проблема по большей части заключается в
менталитете наших водителей. Повысился расход топлива, появилась копоть — явные
признаки, что есть неисправность в двигателе. Нужно поехать на станцию
технического обслуживания и устранить ее. Но вместо этого предпочитают ездить до
последнего, экономят на ремонте, а страдают все окружающие.

— Есть еще пара традиционных летних иркутских тем — клещи и пляжи. Как
говорится, всюду опасность. Клещи кусают, на пляжи заходить страшно — то стекла,
то бациллы в воде. Кто должен обеспечить горожанам безопасный отдых?

— Противоклещевая обработка ежегодно проводится во всех городских зеленых
массивах. Специальным составом обрабатываются все скверы и парки. И насколько
мне известно, случаев укусов клещей в городе почти нет. Безопасность на пляжах
проверяют специалисты Роспотребнадзора и МЧС. В настоящее время администрацией
города определены четыре места массового отдыха — залив Якоби, район Боковской
протоки, остров Юность и озера ГЭС. Если контролирующие органы выявят отклонения
от нормы в пробах воды или в санитарном состоянии пляжных территорий, наша
задача — проинформировать об этом население, поставить на берегах аншлаги с
запретом на купание.

— В нынешнем году уже неоднократно возникали темы, связанные с разливом
горючего в водоемах. В том числе появилась информация, что из-за незаконно
построенных дамб в поселке Жилкино произошла утечка мазута в Ангару. Как накажут
виновных?

— Виновные лица установлены. Воровством гравия, которое привело к изменению
течения в протоке реки и последующему попаданию мазута в воду, занималась одна
из иркутских строительных фирм. Дело находится в производстве у прокуратуры,
сотрудники которой и будут принимать правовое решение по данному вопросу.
Совершенно определенно можно сказать, что нарушителей закона ждет серьезное
наказание. За процессом ликвидации незаконных дамб и восстановлением рельефа
ведется постоянный контроль представителями прокуратуры, Росприроднадзора,
специалистами администрации города.

— Не успеем оглянуться, как наступит зима. Соответственно, на улицах снова
будет гололед. Наши читатели интересуются: не наносят ли реагенты, которыми
обрабатывают дороги, вред почве?

— Те реагенты, которые используются сейчас, не наносят вред не только почве,
но и автомобилям, и обуви. Мы применяем только сертифицированные препараты,
которые помимо хорошего качества еще и очень экономичные в расходе.

— А чем закончился эксперимент по селективному сбору отходов в Иркутске?
Несколько лет назад эта тема была у всех на слуху — в микрорайоне Солнечном даже
установили несколько контейнеров для разного типа отходов и собирались
тиражировать этот опыт на весь город.

— Итоги этого эксперимента сегодня очевидны — переводить город исключительно
на селективный метод сбора отходов преждевременно. Сказывается в том числе и
низкий уровень экологической культуры населения. Наиболее перспективным на
сегодняшний день мы считаем строительство полноценного комплекса по сортировке и
переработке отходов. Заявка на финансирование этого проекта направлена в
Правительство РФ. Однако несколько элементов системы селективного сбора мусора
уже действуют в городе — это сбор ртутьсодержащих отходов (люминесцентных ламп),
пластика, бумаги и т. д.

Личное дело

Новый начальник городского управления по охране окружающей среды и
экологической безопасности Владимир Чубук по образованию врач-гигиенист. Он с
отличием окончил Иркутский медицинский университет по специальности
«Коммунальная гигиена». Работал врачом по общей гигиене в Иркутском центре
сан-эпиднадзора, затем дорос до заместителя начальника отдела
социально-гигиенического мониторинга. Пять лет назад основал фирму, которая
занималась вопросами экологической безопасности. В прошлом году начал работать в
администрации Иркутска.

Метки:
baikalpress_id:  16 823