На работу как на праздник

«Все-таки на работу мы ходим в первую очередь для того, чтобы зарабатывать деньги», — напоминает руководитель психологической студии «Пять элементов» психолог Татьяна Луковникова

Просто жить и просто работать

— Татьяна Николаевна, почему люди начинают воспринимать своих коллег как
членов семьи?

— На работе люди проводят большую часть своего времени, поэтому вполне
естественно, что коллеги не посторонние нам люди и может возникнуть определенная
близость. Именно сослуживцы имеют с нами общие рабочие интересы и знают наши
маленькие секреты. Именно они могут оказать неоценимую поддержку и дать мудрый
совет. И все-таки на работу мы ходим в первую очередь для того, чтобы
зарабатывать деньги. А чтобы их заработать — на работе нужно работать, а дружба,
если она складывается, является приятным бонусом.

Благополучный коллектив можно отличить по тому, как люди общаются. Если они
разговаривают, обсуждают проблемы, уважают друг друга, дают высказаться; если
делается замечание, то только по делу, не задевая личность человека. Люди не
скрывают того, что чувствуют и переживают, уважают руководителя. Ведь
действительно лучше поддерживать добрые взаимоотношения с коллегами и находиться
в спокойной и доброжелательной обстановке, чем обсуждать правильность указаний
начальства или коварство некоторых сослуживцев. Ведь начальство останется
прежним, да и коллег не переделать.

Просто жить и просто работать станет намного приятней и комфортней. Да и для
компании, в которой люди работают, как отмечают многочисленные исследования,
дружеские отношения между сотрудниками повышают отдачу труда и резко сокращают
утечку кадров. Потому наиболее мудрые руководители всячески поддерживают
корпоративный дух. Не стоит пренебрегать общением с коллегами и вне работы.
Съездить вместе на природу или выбраться на премьеру фильма не помешает. По
результатам британских исследователей, выбравших объектом изучения
представителей двадцати самых различных профессий, большинство работников,
стабильно держащихся за свое место, делали это не благодаря условиям труда или
хорошей зарплате, а прежде всего из-за добрых отношений в коллективе. Понимание
и чуткость коллег могут помочь справиться с трудной ситуацией, избежать стресса.

Свой в доску

Нелли: «У нас очень хороший коллектив, мы вместе и в радости и в горе, и на
шашлыки вместе, на природу, и все дни рождения. А недавно у нас начальник
сменился, сказал, что не позволит, чтобы мы пьянки на рабочем месте устраивали.
Так обидно, когда молодой человек пришел и, не разобравшись, смешал все: и
черное и белое. Отчитал, как будто перед ним не взрослые женщины, а какие-то
школьницы. Это когда мы стол накрыли, чтобы сотрудницу с юбилеем поздравить.
Праздник был испорчен».

— Исследования показывают, что коллективы, где сотрудники общаются
по-дружески, добиваются больших успехов за счет включения эмоционального
интеллекта. Он отвечает за понимание и отношения, чувство взаимовыручки, да и
просто за то, что по утрам хочется идти на работу. Однако есть тут и подводный
камень: дружба может стать важнее службы. Вашему начальнику надо быть виртуозом,
чтобы добрые отношения не обернулись фамильярностью и в ответ на предложение
поработать сверхурочно не услышать: «Да ты что, Мишаня!

Мы ж сегодня в боулинг идем!» Многие мечтают именно о своем в доску
начальнике, и вообще отечественное представление об идеальной работе
основательно расходится с западным. Зачастую, сталкиваясь с таким непростым
выбором, действительно приходится иметь дело не просто с решением конкретной
рабочей ситуации, а, по сути, с глубоким конфликтом ценностей и моральных
установок, свойственных чисто человеческим отношениям и корпоративной этике. Что
важнее — успех компании или благополучие отдельного сотрудника? Наши традиции
коллективизма скорее работают по принципу, описанному Грибоедовым в пьесе «Горе
от ума»: «Ну как не порадеть родному человечку!». Не нужно работать много, нужно
работать в нужное время в нужном месте. Так что постарайтесь, Нелли, понять, что
вашему молодому шефу очень непросто с вами. Вас много, а он один. Он сейчас
чувствует себя крайне неуверенно.

Послушайте сыновей

О.Н.: «Я в школе проработала двадцать лет, а ушла на пенсию, теперь никто не
вспомнит, когда у меня день рождения: ни ученики, ни учителя. Так горько, когда
у людей не остается благодарности к своим учителям. Сыновья говорят: «Забудь». А
я не могу».

— Человек, уважаемая О.Н., устроен так: для него абсолютно естественно —
благодарить за добро. Это фундаментальное свойство психики человека. Быть
неблагодарным за сделанное для него добро человек просто не в состоянии. Именно
на этом фундаменте стоит сама возможность создания общества, процветания
цивилизации. Просто каждый выполняет ту работу, на которую он способен. Такова
формула цивилизации. Не закон и не пункт параграфа создают общество людей.
Теория — вот такая. Но на практике мы видим, что эта теория не работает так, как
бы нам хотелось. Дело в том, что в человеке заложена еще одна фундаментальная
вещь — стремление к абсолютной свободе. Стремление к свободе, разумеется, не
выносит чувства долга.

В природе человека — стремиться не быть должником. Мы спим спокойно только
тогда, когда все долги розданы. Вот и выходит противоречие между двумя
природными инстинктами человека. Человек всегда хочет избавиться от пут. Однако,
увидев добро, его душа тут же начинает требовать свое, включать чувство
благодарности. Что же делать? Человек находит ловкий выход из этого
противоречия. Для этого он прибегает к самообману — это третья составляющая
человеческой психики. Если человек признает, что ему сделали добро, ему не
останется ничего другого, как начинать отплачивать добром за добро либо
терзаться чувствами несостоятельного должника, разрушать самооценку. Но,
прибегая к самообману, человек может не признать, что ему сделано именно добро,
у него есть возможность отрицать сделанное ему добро. Люди несовершенны, иногда
требуются годы, чтоб понять, как много кто-то сделал для тебя. И еще, послушайте
своих сыновей, да и Теун Марез думает так же: «Так уж устроена жизнь: мы делаем
простой выбор — быть счастливым или быть несчастным, но и то и другое требует
одинаковых усилий».

Рост, опыт и общение

Инна: «Я пять лет работаю с прекрасными людьми. Раньше я никогда не думала,
что на работу можно идти как на праздник. А муж недоволен, что я постоянно
занята. То мы стенгазету делаем, то стихи придумываем шуточные, и праздники
вместе встречаем. Но это же не в ущерб семье — у меня на все времени хватает. А
мужу не нравится, он требует, чтобы я увольнялась, ревнует. А к кому ревновать?
У нас коллектив женский. Я буквально разрываюсь теперь. Хочу так жить, чтобы
никому не было обидно, но не получается».

— Поставьте, Инна, себя на место мужа. Раньше вы, видимо, больше времени
проводили вдвоем, ходили в кино, рестораны, ездили в гости к друзьям, но самое
главное, вы вкладывали больше внимания, эмоций в ваше общение. А что сейчас?
Большая часть вашего внимания переключилась на работу. Конечно, это нормально,
но не забывайте и про мужа. Потому что качество проведенного вместе времени
определяется эмоциями, а не количеством часов. Поинтересуйтесь, как у него дела
на работе, старайтесь обязательно вместе завтракать и ужинать, обязательно
вдвоем. Муж хочет чувствовать, что вы его любите. Когда жена сидит дома с
ребенком, а он, добытчик, полностью ее обеспечивает, мужчина чувствует себя
могущественным и в полной безопасности, ведь его статусу ничто не угрожает. Если
муж ревнует к работе, это может говорить о его душевной ранимости и уязвимости,
которые мужчина старается скрыть за маской мужественности. Мужчине кажется, что
женщина, став успешной на работе, уйдет из-под его контроля, станет более
самостоятельной и он перестанет для нее так много значить. Мягко, но настойчиво
аргументируйте, почему вам хочется идти на работу, почему вам необходимы
карьерный рост, опыт и общение с коллегами.

Исключение из правила

— Татьяна Николаевна, а долго может длиться такая сказка? Про таких дружных
сослуживцев?

— Конечно, из каждого правила есть исключение, многое зависит от людей, от их
личных и моральных качеств. Но факт остается фактом — материальная составляющая
и повышение по карьерной лестнице очень часто разрушают дружбу среди коллег.
Если кто-то достиг успеха или получил вознаграждение, друг-коллега вряд ли будет
рад как за самого себя. Тут уж, наоборот, примешивается зависть, а порой и
вражда. Мне могут возразить, что существуют дружные коллективы, которые сообща
трудятся ради общего дела. Конечно, есть. Но такое сотрудничество — это
заинтересованность в успехе общего дела, а не дружба. В конце концов, ведь все
равно все нацелены именно на конечный материальный результат своего труда.

Уважаемые читатели «Пятницы»! У вас есть возможность заказывать темы
следующих бесед с психологом Татьяной Луковниковой. Ждем ваших предложений и
вопросов по адресу редакции или телефону 27-28-28.

Метки:
baikalpress_id:  31 581