«Гражданин поэт» в «Прогоне»

Иркутянам показали фильм о нашумевшем проекте

На прошлой неделе в Иркутске показывали документальный фильм Веры Кричевской, посвященный знаменитому «Гражданину поэту». В анонсе было обещано раскрыть феномен его популярности: за что полюбили проект и почему закрыли. Подробности — в репортаже обозревателя «Пятницы».

Фильм о главной культурной сенсации прошлого года показывали в галерее
Revoлюция. Вместо экрана — кирпичная стена, выкрашенная белой краской. Но это
полбеды, хуже всего было со звуком. Временами шел такой резонанс, что невозможно
было разобрать слова. Настолько невозможно, что минут через 15 я вообще хотела
сбежать и спокойно (деньги-то все равно заплачены!) скачать из торрента.
Остановило меня исключительно желание увидеть реакцию зрителей. Кстати, о
зрителях: основу составляли молодые пары и просто девушки.

О чем фильм? Если в двух словах — об истории «Гражданина поэта». В центре
внимания, естественно, сами создатели проекта: продюсер Андрей Васильев,
писатель и поэт Дмитрий Быков, артист Михаил Ефремов. Они на протяжении всех
полутора часов вспоминают, рассказывают, думают, ругаются, молчат и даже
дремлют. И все это на фоне гастролей, пресс-конференций, репетиций, интервью.

Что удалось? Удалось частично ответить на вопрос: почему этим вполне успешным
и уже не очень молодым людям надоело держать фигу в кармане? Они ее
держали-держали все нулевые годы, а тут вдруг взяли и показали всем, и даже — о,
ужас — самому Путину.

Во-первых, их трое, и это чисто российская метафизика, вспомним: «три
богатыря», «Бог троицу любит», наконец, «сообразим на троих». Во-вторых, хорошая
генетика: мотивы авторов «Гражданина» понятны, когда на экране появляются их
матери, успевшие застать времена сталинского культа, хрущевской оттепели и
брежневских заморозков... Мудрые, много пережившие женщины ко всему
происходящему в стране относятся философски и с юмором: «И это пройдет». Ясно,
что у таких мам других детей и быть не могло!

Режиссеру Вере Кричевской удалось показать эволюцию проекта, прошедшего путь
от скромных видеороликов на телеканале «Дождь» до грандиозных концертов в залах
типа «Барвиха Luxury Village». Удалось показать, как вместе с проектом
изменялось сознание и настроение в обществе. В финале мы видим огромный поток
участников шествия оппозиции по Якиманке; и в том, что они вышли на улицу, есть
определенная заслуга «Гражданина поэта». Троица Быков — Ефремов — Васильев стала
тем самым озорником, который не побоялся публично прокричать, что король голый.
Мы вообще-то и раньше об этом догадывались, но кто-то должен об этом сказать
вслух. Они сказали.

Что не получилось? «Гражданин поэт» — чисто мужской проект и снимать его
должен был мужчина. Режиссер фильма Вера Кричевская чисто по-женски много
внимания уделяет переживаниям главных героев, особенно переживаниям Андрея
Васильева, из-за чего фильм местами затянут. Вообще, Васильева в «Прогоне года»
избыточно много. Я понимаю, «Гражданин», возможно, главное дело его жизни. Но
чтобы это понять, не нужны слова: достаточно посмотреть в его усталые глаза.

Сомнительным мне представляется появление в фильме олигархов Михаила
Прохорова и Александра Мамута. Ах, да, они были спонсорами: первый финансировал
гастроли по стране, второй — книгу. Но об этом можно было просто упомянуть в
титрах.

Главная претензия к «Прогону года» заключается в отсутствии угла зрения,
крепкой руки режиссера, недоделанности. По большому счету на фильм он не тянет,
скорее это публицистические этюды, рассчитанные на узкий круг избранных и
посвященных. И это обстоятельство временами очень сильно раздражает. Мои
опасения подтвердились: после того как в кинозале зажегся свет, в глазах
зрителей читалось недоумение:

— Я думал, что это что-то другое будет, — сказал молодой человек, —
видеоверсия концерта, к примеру.

— Я тоже, — вздохнула его спутница.

И напоследок пара слов о критиках. Тут мне довелось почитать несколько
суждений относительно фильма. Причем критикуют не столько сам «Прогон», сколько
коммерческий успех «Гражданина поэта». Лично мне эти обвинения кажутся
абсурдными: никто никогда не говорил, что создатели должны быть альтруистами и
колесить по стране с концертами исключительно из любви к искусству. Возможно,
господам критикам было бы милее, если бы Васильев, Быков и Ефремов зарабатывали
деньги не на ниве сатирических провокаций, а прославляли величие России,
вставшей с колен, как это делают многие их коллеги. Извините, но я свои деньги
предпочту заплатить за сатиру. В целом «Прогон года» — любопытный документ
эпохи, даже со всеми его провалами и изъянами.

Показ фильма в Иркутске прошел в рамках юбилейных мероприятий газеты
«КоммерсантЪ», во всяком случае так было указано в билете (кстати, 150 рублей).
В местных блогах пишут, что был какой-то пресс-показ, но, видимо, для какой-то
особой, избранной прессы. И вроде как все дружно фильм раскритиковали.
Собственно говоря, от избранной прессы трудно ожидать чего-то другого.

О проекте

Изначально проект назывался «Поэт и гражданин». Поэт Дмитрий Быков придумывал
сатирические памфлеты, беря за основу известное стихотворение кого-нибудь из
классиков (от Пушкина до Шекспира), актер Михаил Ефремов их блистательно
исполнял, а экс-руководитель ИД «КоммерсантЪ» Андрей Васильев продюсировал. Темы
для роликов сериала «Гражданин поэт» авторам постоянно подбрасывали первые лица
страны.

Например: «Идите ко мне, бандерлоги», — иронизирует Путин в адрес участников
митинга на Болотной площади. В ответ появляется «поэма о Великом Пуу» по мотивам
Киплинга. «Битва за Россию продолжается, — заявляет Путин своим сторонникам на
митинге в Лужниках, — победа будет за нами!» В ответ выходит ролик «Все умрут, а
я останусь» по мотивам песни Виктора Цоя «Мы хотим перемен». Первые шесть серий
проекта снимал канал «Дождь — optimistic channel», седьмой выпуск, посвященный
Путину и Медведеву, был снят с эфира. Сменив название, «Гражданин поэт»
переместился на интернет-портал F5. Проект завершился 5 марта 2012 года, на
следующий день после выборов президента РФ.

Метки:
baikalpress_id:  31 624