В чем соль?

В Иркутске открылась выставка солонок и перечниц из частной коллекции

— Я раньше не понимала людей, увлеченных собирательством каких-либо предметов, тех же марок например. И вот сама заболела коллекционированием, теперь не могу остановиться, хожу, ищу новые экземпляры. Моя страсть — солонки. У меня в коллекции их более 300: они стоят в баре, в стенке возле серванта, на полках рядом с книгами... — рассказывает Маргарита Васильевна Дианова. Большую часть столовых экспонатов она передала Музею городского быта, где в первый день лета открылась выставка «Без соли и стол кривой».

Казалось бы, на что там смотреть: обычная кухонная утварь, есть в каждом
общепите и доме, у кого-то бессменная плошка из толстого стекла, у кого-то
постоянно бьющиеся и потому меняющиеся керамические фигурки. Но иркутянка
Маргарита Дианова в обычных солонках нашла куда больше, чем просто соль. Не
смысл жизни, конечно, но своеобразную красоту и отражение жизни общества на
протяжении десятков лет.

— Раньше были деревянные, без крышечек, а те, что закрывались — это не
солонки, а перечницы. Потом стеклянные пошли: самая старинная солонка в
коллекции еще дореволюционная, досталась от деда, она как раз стеклянная,
привезена была из Маньчжурии, с ней в комплекте сосуд для уксуса идет. Есть у
меня что-то наподобие, но уже 30-х годов, от дедовской эта солонка отличается
лишь размером дырочек на крышке, — говорит Маргарита Васильевна.

С крахом надежды на светлое коммунистическое будущее солонки превратились из
стандартно-красивых стеклянных в практичные и дешевые пластмассовые: грибочки,
яйца, кувшинчики. Сейчас таких уже не купишь — прошла мода. Жить стали лучше,
жить стали веселей: на столах нынче красуются яркие керамические фигурки
животных.

— Покупаю их в магазинах и на «шанхайке», там слева есть 4 павильона с такими
вещицами. Иной раз у знакомых увижу какую-нибудь интересную солонку и ищу себе
такую же. Но в основном коллекция пополняется за счет подарков, все же уже
знают, что мне нравится, вот и дарят солонки. Стоят они не дорого, но для меня
это лучший знак внимания, — утверждает иркутянка. — Друзья, внуки и сын привозят
мне из командировок и отпусков заграничные фигурки с приправами.

Вот за музейной витриной стоят рядом солонки и перечницы из Франции с
изображением Эйфелевой башни и Триумфальной арки («Но сделаны они были в Китае»,
— улыбаясь, уточняет коллекционерка), Америки — в виде сиэтловского маяка,
Канады — это 2 большие кружки с заветными S и P посередине («Мои любимые, сын по
просьбе привез», — говорит Маргарита Васильевна). В пяти комнатах музея собраны
самые обыкновенные и такие разные солонки из Индии, Германии, Таиланда, Турции,
Египта — то, что есть у всех людей, какой бы национальности и вероисповедания
они ни были.

Второй смысл

Солонка в средние века была не только признаком благосостояния (богатые люди
заказывали солонки лучшим ювелирам, а на стол французским королям подавалась
Сальера — солонка работы известного ваятеля Бенвенуто Челлини), но и имела некий
сакральный смысл. В «Тайной вечере» Леонардо да Винчи среди прочего изобразил
солонку, опрокинутую перед Иудой.

Метки:
baikalpress_id:  16 694