Отвоевали деньги

Сотрудники Иркутского автовокзала заставили работодателя рассчитаться по зарплатным долгам с помощью забастовки

Времена, когда люди массово выходили на митинги и объявляли голодовки из-за невыплаты денег на работе, вроде бы давно прошли. Но, оказывается, войны за зарплаты есть и сейчас. На днях забастовку объявили сотрудники Иркутского автовокзала, которым руководство автоколонны 1880 уже несколько месяцев не платит денег. В прошлые выходные ситуация выглядела критической — с субботы кассы, где продают билеты на междугородные рейсы, перестали работать, а директора автовокзала уволили. Однако уже в среду из областного правительства, которому принадлежит автоколонна, отрапортовали о полном погашении долгов перед работниками и руководителя автовокзала восстановили в должности. В проблеме иркутских транспортников разбиралась журналист «Пятницы».

Татьяна Муравьева работает старшим кассиром автовокзала уже восьмой год. Она
говорит, что проблем с зарплатами не возникало никогда. Все началось, когда
управлять предприятием стал новый директор. «Около двух лет назад руководить
автоколонной стал Андрей Асадчий. Сначала все было нормально, но в этом году нам
приходится выпрашивать свои деньги. Зарплату дают частями, хотя у нас она и так
небольшая, дробить нечего. Например, кассиры получают в среднем десять тысяч
рублей в месяц. Живем на зарплату мужа. Чем рассчитываться по кредитам, не знаю.
Я ведь не могу прийти в банк и сказать: «Мне зарплату не платят, поэтому и я вам
платить не буду». Приходится занимать, перезанимать. Это очень унизительно», —
возмущается Татьяна Борисовна.

Диспетчер автовокзала Людмила Букина — женщина взрослая и самостоятельная, но
сейчас ей приходится быть иждивенцем у своих родителей: «Конечно, мне стыдно
просить у мамы-пенсионерки деньги на проезд и на карманные расходы. Я не
понимаю, как директору автоколонны не стыдно не платить за выполненную работу
своим сотрудникам?» В таком же положении оказались все восемнадцать работников
автовокзала. Возмущенные люди предупредили своего директора, что с 19 мая начнут
бессрочную забастовку. В субботу они пришли на свои рабочие места, но выполнять
должностные обязанности не стали. Правда, на пассажирах это никак не отразилось.
В здании автовокзала работают две коммерческие кассы, которые предлагают билеты
по тем же ценам и делают положенные скидки льготникам. Альтернативные рейсы
обеспечили частные перевозчики, которые тоже имеют претензии к руководителю
автоколонны.

— Я отработал на маршрутах в составе автоколонны почти семь лет. Мы
осуществляли перевозки на основании агентских договоров, которые гарантировали
нам продажу билетов на рейсы через кассы автовокзала. С прежним директором была
простая схема — рейс ушел, перевозчику отдали деньги. Новый директор сказал, что
будет рассчитываться по другой схеме — безнал за каждые десять дней работы.
Примерно год все было нормально. Потом начались задержки перечислений. Нас
просили потерпеть, обещали закрыть долги. Но этого до сих пор не произошло.
Например, мне он должен около пятисот тысяч. Так работать невозможно, поэтому
полгода назад я расторг договор с автоколонной и ушел к частному
предпринимателю, у которого также есть кассы, и деньги перевозчикам он платит
вовремя, — говорит перевозчик по маршруту Иркутск — Усть-Илимск Виктор Лебедев.

Только по предварительным подсчетам перевозчиков, задолженность перед ними у
автоколонны больше десяти миллионов рублей. При этом сам директор автоколонны
Андрей Асадчий все дни сохранял завидное спокойствие. Накануне забастовки он
провел собрание с коллективом, где пообещал погасить долги за неделю, а
журналисту нашего еженедельника прокомментировал ситуацию так:

— Это провокация, организованная несколькими сотрудниками. Предприятие сразу
было убыточным — автобусы старые. Развитием никто не занимался. У нас есть
программа по приобретению новой техники — двадцать автобусов скоро поступят в
Иркутск. Что касается задержки зарплат — это временные трудности, которые бывают
на любом предприятии. В ближайшие несколько дней я со всеми рассчитаюсь и даже
выплачу премии.

Несмотря на скептическое отношение к этим словам подчиненных, он сдержал
обещание — по информации областного правительства, «кассиры и диспетчеры
автовокзала Иркутска, которые в понедельник объявили забастовку из-за задержки
зарплаты, в среду получили деньги в полном объеме».

Правда, пока никто не говорит, когда будут погашены долги перед частными
перевозчиками. А у директора автоколонны появилось новое финансовое
обязательство — рассчитаться с банком, где был взят кредит в размере 5,1 млн
рублей на выплату зарплат коллективу автовокзала.

На контроле у губернатора

22 мая временно исполняющий обязанности губернатора Иркутской области Сергей
Ерощенко поручил исполняющему обязанности первого заместителя председателя
правительства Иркутской области Ивану Хоменко создать штаб по решению вопроса
погашения задолженности по заработной плате работникам ОАО «Автоколонна 1880»,
100% акций которого находятся в региональной собственности. Сергей Ерощенко
потребовал предпринять все меры для того, чтобы в кратчайшие сроки выплатить
людям деньги и устранить причины, по которым 16 кассиров и диспетчеров
иркутского автовокзала в знак протеста приостановили работу.

Следствие разберется

Сотрудники Иркутского автовокзала направили обращения с просьбой разобраться
в ситуации в несколько инстанций — в правоохранительные органы, министру по ЖКХ,
энергетике, транспорту и связи Иркутской области Петру Воронину и даже в
приемную президента России. И вот реакция областного Следственного комитета: «По
данному факту региональное управление Следственного комитета России начало
доследственную проверку по признакам состава преступления, предусмотренного
статьей 145-1 УК РФ «Невыплата заработной платы».

Загрузка...