С камерой наперевес (есть видео)

Сотрудники иркутской милиции во время командировок в Чечню в начале 2000-х снимали клипы о войне

Лет 10 назад на центральном телевидении были популярны ханкальские клипы — грубо смонтированные в военных условиях ролики о чеченских сражениях и жизни наших бойцов между боями. Сейчас уже никто не помнит, кто придумал снять первый клип. Как удивились бы столичные мэтры журналистики, узнав, что первопроходцем чеченских короткометражек стал сотрудник Иркутского ОМОНа Виталий Семенов. В 2000—2001 годах он несколько месяцев пробыл в командировке на Северном Кавказе: сопровождал поезда по маршруту Гудермес — Грозный. Из Чечни Виталий не только вернулся живым и здоровым, но и привез с собой отснятый на старую камеру VHS видеоматериал о войне, службе и полуказарменной жизни сослуживцев.

— Фотоаппарат был со мной с самого детства — до сих пор дома хранится
огромный архив негативов, — рассказывает Виталий. — Когда пришел работать в
отряд милиции особого назначения Восточно-Сибирского УВД на транспорте, мне
попала в руки служебная видеокамера: нужно было снимать рабочие и учебные
моменты — то, что останется для истории. Попробовал сделать видеофильмы: сам
накладывал звук, режиссировал. Руководство это оценило, и за Виталием
закрепилась негласная должность хроникера. И когда он поехал в командировку на
Северный Кавказ, камера была с ним.

— Снимал все, что видел, накладывал сверху музыку, в основном группы ДДТ.
После монтажа вместе с ребятами садились смотреть получившиеся клипы,
прокручивали их по нескольку раз — это отвлекало, — продолжает Виталий Семенов.
— Под Новый год к нам в расположение приехали журналисты НТВ снимать репортаж и
заодно посмотрели мои работы. Им было очень интересно: там были действительно
свежие идеи. И они их подхватили...

Виталий считает, что если у человека есть творческая жилка, она поможет в
сложных ситуациях не потерять себя. На войне оставаться собой трудно, и
командированным милиционерам помогали клипы их сослуживца Семенова. Маленькие
истории повседневной военной рутины на фоне разрушенных городов под
душеспасительные песни Шевчука. Словами это сложно описать: от клипов Виталия
мурашки бегут по телу, становится страшно, будто смотришь съемки фильма после
апокалипсиса, но понимаешь, что все это происходило на самом деле.

Виталий снял короткометражное кино «Мост», в котором рассказал о событиях
одного дежурства на железнодорожной переправе через реку Сунжу. В фильме только
одна постановочная сцена, где наши бойцы ночью отбивают нападение боевиков на
мост: выстрелы всполохами освещают перебегающие между строениями фигуры.

— Я на этом дежурстве не был: приехал с утренней сменой. Ребята нам все
рассказали, и я задумал снять фильм по реальным событиям: дорогу дежурной смены
до места переправы на видавшем виды тепловозе, приготовление еды в полевых
условиях. В кадр попали даже наши «полудомашние» животные: кот и собака,
приблудившиеся к солдатам, да так и оставшиеся в расположении. Ну и сам бой.
Патроны, гранаты тогда никто не считал. Этого добра было навалом, так что с
осуществлением идеи проблем не возникло, — вспоминает Виталий.

Картина «Мост» в 2001 году заняла третье место на конкурсе любительских
фильмов «Рыбий глаз». Чеченская тема в начале 2000-х была столь актуальна, что
даже среди документальных фильмов о природе жюри особенно выделило
короткометражку о войне. После того как Виталий Семенов вернулся из опасной
командировки, эстафету с камерой перенял его коллега из иркутской пресс-службы
МВД Дмитрий Забродин, трижды побывавший в Чечне и сделавший более 20
короткометражек и 2 больших фильма. Дмитрий снимал жизнь бойцов на Северном
Кавказе на цифровую камеру, монтировал материал на компьютере, в отличие от
Виталия, возможности которого ограничивались аналоговой видеокамерой с кассетной
пленкой и стареньким телевизором в уголке для отдыха — обычном купе плацкартного
вагона.

— В первую командировку я ездил как сотрудник пресс-службы. Снимал
поздравительные послания бойцов своим близким: ребята передавали родным приветы,
говорили, что у них все в порядке — успокаивали так. Но я видел, как тяжело им
приходилось. Нас тогда привезли на разбитую станцию — боевиков только выбили. На
100 человек — здание вокзала. Мы жили в вагонах и обустраивали быт как могли.
Потом я бывал в Чечне уже в качестве бойца, но камеру все равно брал, — говорит
Дмитрий Забродин. — Снимал видеоряды, а когда было отснято несколько кассет,
решил упорядочить видео: наложил музыку, применил кое-какие эффекты монтажа. Все
ребята с удовольствием смотрели результат: так важен взгляд со стороны на себя,
происходящее видишь в другом свете. Эти клипы для всех нас были отдушиной.

Кто во что горазд

Задавшись вопросом «Чем занимаются люди на войне, когда не воюют?», журналист
«Пятницы» обратилась к бывшим милиционерам, побывавшим в командировках в Чечне.
Оказалось, что у многих было хобби: кто-то пек хлеб на полевой кухне, кто-то
ковал ножи и шашки между боевыми дежурствами, один бывший печник сложил
небольшой камин в «гостевой» комнате и сделал баньку с печкой-каменкой. Другие
за неимением какого-то особенного увлечения читали подшивки старых газет,
которые им привозили с оказией из Иркутска их коллеги.

Видеосюжет можно посмотреть по следующей ссылке: href="http://www.youtube.com/watch?v=aIhYe2xwJcA&feature=plcp" target=_blank
target=_blank>Клипы о Чечне

ЕЛИЗАВЕТА КЛИНОВА target=_blank>lizak@pressa.irk.ru Фото из архива Дмитрия
Забродина

Метки:
baikalpress_id:  31 560