С Божьей помощью

Церковь в Иркутске помогает людям избавиться от зависимости

Люди, чьи семьи не коснулась проблема наркомании, живут в блаженном неведении. Увидев на улице шприцы, брезгливо обходят их и, испугавшись собственных мыслей, бегут дальше. Родственники людей, попавших в страшную зависимость от наркотиков или алкоголя, находятся в этом страхе каждый день годами. Как бы чего не украл, как бы не причинил вред квартире или родным в хмельном угаре, как бы не заразился неизлечимыми болезнями и не принес заразу в дом... Люди боятся собственных родственников: мужа, брата, сына, мать, сестру, дочь... Но терпят и не отрекаются от них — да и кому они нужны? Больницы, реабилитационные центры, религиозные общины... родственники зависимых готовы на все, лишь бы это помогло.

Уже 12 лет в Иркутске действует душепопечительский православный центр во имя
святого Иннокентия Иркутского для пострадавших от наркомании, алкоголизма и
других видов зависимостей. За это время через него прошло несколько сотен
человек, больше 40% от всех реабилитантов вернулись к нормальной жизни, ушли от
зависимости, устроились на работу и создали семьи. Каждый месяц в центр приходят
10-15 человек — жители нашей области и из других уголков России: с Алтая,
Мирного.

Создать в Иркутске православный центр по реабилитации нарко- и алкозависимых
предложили прихожане. Первые пять лет он находился возле Князе-Владимирского
храма в предместье Рабочем. Там сформировался первый костяк ребят, которые
достигли устойчивой ремиссии. Позже переехали в поселок Марково, в здание
детского оздоровительного лагеря. В каждой комнате — по четыре человека.
Говорят, теснота — залог того, что поступивший будет общаться с другими и не
замкнется в себе. Ведь спасаются здесь не по одиночке, а только вместе. Если в
комнатах тесно, то на территории центра хватило места сразу для нескольких
производств. Они нужны, чтобы центр мог обеспечивать себя самым необходимым.
Здесь есть столярка, автосервис, скотный двор, швейная мастерская и спортивный
зал.

— Трудотерапия при лечении зависимости — обязательное условие, — рассказывает
настоятель храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии протоиерей Владимир
Кокорин. — Это важное составляющее реабилитации и социализации. Нужно занимать
парней, чтобы они были при деле. Ведь человек должен вернуться в общество, в
котором есть свои законы, в котором придется работать и содержать семью.

Программа реабилитации делится на три основные этапа. Первый — устранение
зависимости и выведение из состояния физической ломки. Он длится от двух недель
до полутора месяцев. На этом этапе психологи стараются пробудить в сознании
человека мысль, что дальше так жить нельзя, что их состояние — не болезнь, а
результат порочной жизни. Исповедь и причастие крещеных, несмотря на большую
греховность подопечных, рекомендуется проводить каждую неделю. Это помогает
найти силы справиться с зависимостью. — В рамках реабилитации необходимо
проводить физическое, социальное, психологическое и духовное оздоровление, —
говорит отец Владимир. — Важно все, только тогда получится спасти человека. Мы
не можем принуждать людей молиться и исповедоваться насильно, важно их искреннее
желание. Нам также не важно, кто пришел за помощью — христианин или человек
других убеждений, мы готовы помочь каждому.

В центре есть свой режим дня, труда и отдыха. Здесь молятся, работают,
закаливаются и занимаются спортом. Особо сложных подопечных отправляют на второй
курс лечения в монастырь. Второй этап — это сама реабилитация: беседы со
священником, общение с новыми друзьями по центру. Заглянуть вглубь себя,
вспомнить близких, которым причинил боль и обиду, задуматься, как станешь жить
после того, как выйдешь из центра. На этом этапе важна поддержка родных и помощь
специалистов.

— От наркомана отказываются все: родственники, жена, друзья, — рассказывает
Олег, который несколько лет назад избавился от зависимости. — Все, кроме матери.
Есть выражение святых отцов: молитва матери поднимет со дна моря.

Храм Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, в котором служит отец Владимир,
называют амбулаторией центра. После богослужения — беседы с духовником,
психологами, созависимыми. Мужчины садятся в круг и проговаривают свою проблему.
Это способствует осознанности, подопечные понимают, что они не одиноки, а
примеры «старших братьев» дают уверенность и надежду.

Психолог Владимир Иванов, который работает с реабилитантами на добровольной
основе, знает проблему, что называется, изнутри. На встречах он всегда
рассказывает, что и сам долгие годы жил в наркотической зависимости. Об этом
времени он вспоминает как о прошлой жизни — видит себя, другого, со стороны.

— Я помню, как я вышел на улицу в снег и мороз в китайских трико и порванных
кроссовках. Меня колотило от холода и ломки. И благодарю Бога, что он поднял
меня из того парня в нормального человека, — говорит Владимир. — Я оборачиваюсь
назад и вспоминаю, каким я был в этих китайских трикушках, и вижу, какой я
сейчас: восстановился, обучился, помогаю другим. И понимаю: с верой в Бога выход
есть.

Третий этап длится около года, закрепление ремиссии происходит через
дальнейшее воцерковление, изменение круга общения, сознания, образа жизни. Нужно
не упустить время: устраиваться на работу, учебу, ходить в храм и поддерживать
связь с его прихожанами. Нельзя допускать возвращения к прежним друзьям и
страстям. — Необходимо максимально оградить человека от его старой компании.
Ведь вернуть к прежнему образу жизни его могут даже незначительные на первый
взгляд ассоциации: подъезд, лавочка, двор, родительский упрек, — рассказывает
священник. — На всех этапах очень важна поддержка родителей. Те матери, которые
победили ложный страх и направили его к выздоровлению, добились большего
результата. Просто они в какой-то момент закрыли сына в квартире, не пустив его
на улицу в компанию собутыльников или друзей-наркоманов, или оградили от него
все ценные вещи, которые были в доме — чтоб не пропил, не проколол. Или с
твердым условием стали помогать только в выздоровлении и направили его на путь
отказа от лжеудовольствий нашего времени.

Возврат в новую жизнь каждый раз происходит по-разному, но всегда болезненно.
У некоторых случаются срывы, но есть и чудесные случаи. Например, один мужчина
так устал от своей греховности, что в один момент, стоя перед храмом, обратился
к Богу с горячей и искренней молитвой: «Господи, не хочу, не могу больше пить!»
С того момента прошло уже больше 10 лет. Бросил — без больниц и лекарств.

— Свое спасение он нашел в церкви, в Боге, — говорит отец Владимир. —
Человек, который находится в храме или при храме, обречен на успешную
реабилитацию. Ведь ему сам Господь помогает. В писании сказано: «Какой из вас
отец, если сын попросит у него хлеба, подаст ему камень?» Те, кто пришел к Богу
за помощью, обязательно ее получат.

Вам помогут

В душепопечительский православный центр во имя святого Иннокентия Иркутского
можно обратиться по телефону 8 (3952) 708-234, мобильный 8-914-95-10-11, или на
почтовый ящик target=_blank>dpc-innokent@yandex.ru. Для поступления на реабилитацию
необходимы паспорт, вещи для проживания в центре и — самое главное — желание.

При необходимости нуждающиеся могут пройти курс реабилитации в других центрах
России — в Ставропольском, Краснодарском краях, в Ростове-на-Дону, Новосибирске.
Ведь некоторым больным тяжело выздоравливать там, где жил греховной жизнью.

Каждое воскресенье в 15.00 в храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии,
который находится на остановке «Лисиха» в Октябрьском районе Иркутска,
проводится богослужение перед иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша» для
пострадавших от наркомании и алкоголизма и их родителей. По окончании акафиста в
16.00 — беседа со священником и психологами, с созависимыми.

ТАТЬЯНА ЕРМАКОВА target=_blank>tatyanae@pressa.irk.ru Фото из архива протоиерея
Владимира Кокорина

Метки:
baikalpress_id:  16 560