Поиграли в домоуправов

Иркутянам позволили провести один день в роли сотрудников управляющих компаний

Говорят, каждый должен заниматься своим делом. Но попробуй доказать это владельцам квартир, которые считают, что платят за услуги ЖКХ много, а отдачи от управленцев никакой: и убираются в подъездах плохо, и ремонт делать не хотят, и разговаривают с людьми грубо. Претензий накопилось столько, что иркутские частные компании первыми в России решились на необычный эксперимент — на один день доверить свою работу простым горожанам. Желающих временно сменить профессию оказалось больше 30 человек. По словам организаторов, отбор среди претендентов не проводился, поместили объявления в газетах — кто откликнулся, того и взяли. Новоиспеченным работникам доверили провести планерки с сотрудниками и прием посетителей, проверить состояние подвальных труб и объяснить жителям, зачем нужно ставить приборы учета тепла и воды. За тем, что из этого получилось, наблюдала журналист «Пятницы».

Для бывшего воспитателя детского сада Надежды Зайцевой этот вторник начался с неожиданного повышения по службе: «Рассчитывала поработать секретарем, а мне предложили стать генеральным директором в Южной управляющей компании». Отказываться она не стала, потому что как раз эта компания обслуживает ее дом на улице Байкальской. Когда еще представится шанс получить доступ ко всем документам по собственному дому? Войти в роль начальника женщине удалось не сразу. Когда ее подчиненные собрались в актовом зале на планерку, выяснилось, что опаздывает секретарь. Что бы сделал реальный шеф, догадаться нетрудно — сотрудник как минимум получил бы нагоняй. Но Надежда Ильинична просто отметила, что «секретарь подойдет попозже», а потом прочитала по бумажке: «Здравствуйте, я генеральный директор Надежда Зайцева». После этого озвучила задачи на день и ушла в свой кабинет ждать посетителей.

На личный прием никто не пришел. Это очень удивило настоящего директора компании Андрея Ивашина, который тоже находился в кабинете для подстраховки дублера: «Надо же, вчера присесть не дали, а сегодня никого. Обычно мы проводим личные приемы каждую неделю по четвергам, но все равно ежедневно человек десять приходят внепланово».

Но на телефонные звонки отвечать пришлось. Одним из первых позвонил возмущенный житель переулка Пограничного. Видимо, у него накипело так сильно, что минуты три Надежда Зайцева только слушала, а потом уточнила: «Вы говорите, дворники плохо убираются?» Наверное, это было сказано под запарку, потому что она тут же поправилась: «А, дороги разбиты, и строители не вывезли за собой мусор. А к депутату обращались? Еще нет? Надо это сделать. Сначала выясните, кто там подрядчик, а потом взаимодействуйте со своим депутатом».

Еще одна жительница Октябрьского округа, пенсионерка Вера Мешкова, захотела поработать диспетчером в круглосуточной службе. Здесь затишья не бывает никогда — звонки раздаются каждую секунду. По номеру 500-100 иркутяне звонят, когда в доме случается авария, например отключили свет или прорвало трубу. «У меня уже ухо заболело слушать. Наверное, звонков сто с утра приняла», — рассказала Вера Андреевна.

Тем не менее, когда раздался очередной звонок, растерялась: «А что отвечать? Я Вера, оператор?» Этот вопрос был адресован опытному сотруднику диспетчерской службы Ларисе Астаповой, которая сидела рядом и помогала работать дублеру. Давать инструкции было уже некогда — если оператор долго не отвечает, рискует выслушать недовольство в свой адрес. На этот раз рассердиться абонент, который хотел выяснить, где находится паспортный стол, не успел. Лариса Астапова ему все подробно объяснила.

Только закончился этот разговор, как раздался следующий звонок. На этот раз заявку принимала Вера Мешкова: «Стояки в квартире нужно отключить? А вы где живете? В микрорайоне Первомайском? Хорошо, заполняем заявку». После того как фамилия и адрес собеседника внесли в компьютерную базу, самооценка у пенсионерки повысилась: «Я хоть с кем могу разговаривать. Двадцать лет в профсоюзной организации отработала. Теперь никого не боюсь. Пусть хоть губернатор звонит — не страшно».

Проверить, так ли это на самом деле, не удалось — губернатор не позвонил. Но с начала года звонков от иркутян в диспетчерской службе было зарегистрировано больше 50 тысяч. Пик случается в вечерние часы, когда люди возвращаются с работы и обнаруживают неполадки в домовом хозяйстве. «Больше всего напрягает грубость со стороны жильцов. Прежде чем озвучить свою проблему, многие спускают пар — кричат, иногда выражаются нецензурно. Терпеливо их выслушиваем, записываем суть обращения и прощаемся. Им-то, конечно, после этого легче, а вот мы еще приходим в себя какое-то время», — рассказывают операторы.

Как умеют разговаривать иркутяне, стало ясно при посещении дома № 76 на улице Маршала Конева. Сюда должны были приехать дублеры сотрудников Западной управляющей компании, чтобы обследовать состояние инженерных систем в подвале. Но журналисты приехали первыми и сразу же выслушали все претензии жильцов, которые собрались во дворе на детской площадке. «Все воры», — безапелляционно заявила одна из женщин преклонного возраста. «Их скоро разгонят, вот увидите», — пообещал ей мужчина средних лет в красной мастерке. «А что будет?» — не унималась пенсионерка. «А как раньше будет — ЖЭУ», — ответил собеседник. Остальные присутствующие решили поддержать разговор, из которого пресса узнала, что «людям морочат голову», «нужна война» и, конечно же, главный народный вердикт «прокуратура разберется».

После того как эмоции схлынули, выяснилось, что главная проблема — отсутствие капительного ремонта в доме. «Я тут больше 30 лет живу, и никогда никаких работ не проводили. Всегда сами деньги собирали и красили. Хоть бы что-то нам сделали. Дом-то уже старый, разваливается», — посетовала Татьяна Павловна Лемеш. Получается, обвинения в бездействии были совсем не по адресу. Управляющие компании обязаны сделать в доме текущий ремонт — покрасить стены и побелить потолок в подъездах, а также подготовить здание к зиме. Именно за эти услуги жители платят деньги.

Кстати, состояние дома не такое уж плачевное. Этот вывод сделала дублер инженера технического отдела Западной управляющей компании Анна Шаратских. Она работает преподавателем физкультуры, но в коммуналке ориентируется очень неплохо, потому что четыре года назад стала старшей в своем доме № 4 на улице Грибоедова. Она спустилась в подвал, осмотрела трубы, элеваторный узел и констатировала: «Дом, в котором я живу, намного хуже». В конце рабочего дня дублеры провели собрание с жильцами нескольких домов Октябрьского района. Временно исполняющие обязанности специалистов напомнили людям, что 1 июля заканчивается срок добровольной установки общедомовых приборов учета. После того как все разошлись, дублеры поделились своими эмоциями.

Надежда Зайцева сказала, что все проблемы можно решать, просто для этого жильцам надо быть более активными: «Многие люди, видимо, еще живут в прошлом времени, считают, что все за них сделает государство. Но ситуация изменилась. Если мы сами будем сидеть сложа руки, ничего не изменится».

Вера Мешкова отметила, что горожанам не хватает элементарной вежливости: «Пока я была диспетчером, наслушалась всякого. Операторы отвечают терпеливо, и мне было стыдно слушать, как кричат на них горожане. Давайте будем уважать друг друга». Организаторы дня самоуправления, похоже, остались довольны такими результатами. Они сказали, что подобные мероприятия станут традиционными. Их планируется проводить раз в квартал.

Конкурс для активных

Иркутские управляющие компании приглашают жителей города принять участие в конкурсе «Жить как хозяин». Заявки на участие принимаются по трем номинациям: инициативный двор, инициативный подъезд и лучший старший по дому. Победителей определят в конце этого года. Их наградят денежными призами.

Метки:
baikalpress_id:  31 446
Загрузка...